Александров Ан.
Александров Анатолий Николаевич (1888—1982) — советский композитор, дирижёр, пианист, музыкальный педагог, публицист, редактор целого ряда произведений русской музыкальной классики. С именем А.Н. Александрова неразрывно связано становление и развитие советской музыкальной культуры.
Первые уроки игры на фортепиано получил у своей матери, Анны Яковлевны Александровой-Левенсон — пианистки, ученицы П.И. Чайковского. В исполнении матери Анатолий впервые услышал сочинения И.С. Баха, Бетховена, Шопена и Чайковского.
Неизгладимый след в памяти Александрова оставили танеевские вечера, которые посещали А.Б. Гольденвейзер, В.А. Золотарев, Г.Э. Конюс, С.В. Рахманинов, М.А. Дейша-Сиоиицкая, Б.Л. Яворский, В.Я. Брюсов, Б.Н. Бугаев (Андрей Белый) и другие деятели искусства. На одной из таких встреч по вторникам в 1907 году Александров познакомился с И.К. Метнером, который впоследствии станет для него кумиром.
В 1910 году Анатолий поступил в Московскую консерваторию, где изучал фортепиано под руководством К.Н. Игумнова (до 1915 года) и композицию под руководством С.Н. Василенко. В 1916 году окончил консерваторию с Малой золотой медалью.
Александров Ан.Н. принимал участие в Первой мировой войне; в годы Гражданской войны служил в РККА в частях особого назначения пианистом.
Анатолий Николаевич Александров выступал на концертах как пианист с исполнением своих произведений вплоть до 1974 года. Его сочинения звучали в Москве, Ленинграде, Ростове, Воронеже и других городах страны.
С 1923 года по 1964 год Александров преподавал в Московской консерватории имени П.И. Чайковского, был одним из ведущих профессоров (с 1926 года), воспитавшим несколько поколений высокопрофессиональных композиторов, таких, как С. Агабабов, В. Бунин, М. Иорданский, А. Лепин, Р. Леденев, К. Молчанов.
Композитор, профессор, пианист Александров Анатолий Николаевич был еще и публицистом, одаренным музыкальным писателем. Им написаны воспоминания о Танееве, Скрябине, Станчинском, Метнере, Рахманинове, Шебалине. Александров — Член СК СССР. В течение ряда лет был председателем секции детской музыки Союза; доктор искусствоведения (1941).
Александров участвовал в редактировании Полного собрания сочинений П.И. Чайковского, завершил ряд незаконченных произведений С.И. Танеева и А.К. Глазунова.
За 70 лет творческой деятельности Александровым создано более 100 опусов. Это наследие исключительно широко и разнообразно в жанровом отношении. А одной из отличительных особенностей музыки Александрова является высокая поэтичность.
В творческом багаже Александрова оперы «Два мира» (1916), «Бэла» (1941, 2-я редакция 1945); «Дикая Бара» (1957), «Левша» (1975); 14 сонат для фортепиано; транскрипции для фортепиано, произведения для струнных и духовых инструментов; романсы; вокальная сюита «Верность» (1950), музыка к кинофильмам, детским спектаклям, радиопостановкам и мультфильмам. Александровым написано свыше 150 детских песен самого разного содержания. Детям посвящено большое количество фортепианных пьес: «Маленькая сюита» ор. 33, две тетради легких пьес, «Шесть пьес средней трудности», «Четыре картинки-миниатюры» ор. 66, сборник «Пьесы для детей», изданный в 1974 году, и другие. В детских пьесах композитор продолжает традиции, заложенные И. С. Бахом, Шуманом и Чайковским. Как и детская музыка Прокофьева, Шостаковича, Кабалевского и Хачатуряна, пьесы Александрова обогащают педагогический репертуар, и являются ценным материалом для воспитания учащихся пианистов.