Алькан Шарль-Валентен

Алькан Ш.-В.
годы жизни
1813 – 1888
страна
Франция
сфера
композитор эпохи романтизма
Полезно? Поделись ссылкой!

Шарль-Валентен Алькан (30 ноября 1813 — 29 марта 1888) был французским композитором и одним из величайших виртуозов пиано своего времени. Его произведения для сольного фортепиано включают в себя некоторые из самых сложных произведений, когда-либо написанных, и исполнителей, способных их освоить, очень мало. Его привязанность к еврейским корням проявлялась как в его жизни, так и в его творчестве. Как и Шопен, Алькан писал почти исключительно для клавишных инструментов, однако в его случае это также включало орган и педалир (фортепиано с педальной клавиатурой), в чем он был замечательным исполнителем.

Некоторые его произведения требуют блестящей виртуозности; примеры его композиций требуют высокой скорости исполнения, огромных прыжков в пределах быстрых фраз, длительного поддержания быстрых повторяющихся нот и сохранения широко расставленных контрапунктических линий. К числу его значительных произведений относятся «Грандиозная соната «Четыре века человека» (опус 33), изображающая четыре возраста человека, и два набора этюдов во всех мажорных и минорных тональностях (опус 35 для мажора и опус 39 для минора). Эти произведения превосходят даже Трансцендентальные этюды Листа по масштабам и сложности. В коллекции опуса 39 содержится Симфония для сольного фортепиано (номера четыре, пять, шесть и семь) и Концерт для сольного фортепиано (номера восемь, девять и десять). Один только концерт занимает почти час исполнения и представляет собой большую трудность для исполнителя. Двенадцатый номер опуса 39 — это набор вариаций «Пиршество Эзопа».

Кроме того, он сочинял и другие программные произведения, например, «Железная дорога» (1844), которая, возможно, является самой ранней композицией, передающей музыкальный образ железной дороги. Его камерные музыкальные композиции включают сонату для скрипки, сонату для виолончели и фортепианный трио. Одной из самых причудливых его работ является «Похоронный марш на смерть попугая», для трех гобоев, бас-кларнета и голосов.

Музыкально многие его идеи были нетрадиционными, а некоторые — новаторскими. Некоторые его многосоставные композиции показывают «прогрессивную тональность», которая была бы знакома более позднему датскому композитору Карлу Нильсену (например, первый камерный концерт Алькана начинается в ля миноре и заканчивается ми мажором). Он строго избегалEnharmonic spelling, иногда модулировал в тональности с двойными диезами или двойными бемолями, благодаря чему пианисты иногда вынуждены были работать с отдаленными тональностями, такими как ми-диез мажор и иногда тройные диезы.

Алькан, по-видимому, имел немного последователей, хотя его поклонниками были Ферруччо Бузони и Антон Рубинштейн. Последний посвятил ему концерт. Дебюсси и Равель оба изучали его музыку у учителей, что знали Алькана лично, и отмечали свою задолженность его примерам. Композитор Кайкосру Шапурджи Сорабджи продвигал музыку Алькана в своих рецензиях и критических трудах и сочинил произведение с движением под названием «Квази Алькан». Композиции Алькана для органа были известны Сезару Франку, Камилю Сен-Сансу и другим, и их влияние можно проследить в французской органной школе по настоящее время.

На протяжении многих лет после его смерти работа Алькана была почти полностью забыта. Однако интерес к его композициям начал постепенно возрождаться в течение XX века. Произведения Алькана были записаны Эгоном Петри, Джоном Огдоном, Реймондом Левенталем, Рональдом Смитом, Джеком Гибонсом, Марком Латимером, Стефани МаКаллу, Марком-Андре Амеленом, Тревором Парксом и Дмитрием Феофановым, среди прочих.

Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.

1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом

2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты



Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.