Бертини Анри Жером


Анри Жером Бертини (1798 — 1876) родился в Лондоне 28 октября 1798 года, но его семья вернулась в Париж через шесть месяцев. Он получил свое первое музыкальное образование от отца и брата, который был учеником Музио Клименти. Бертини считался вундеркиндом, и в возрасте 12 лет его отец отправил его в концертное турне по Англии, Голландии, Фландрии и Германии, где он был тепло принят. После учебы по композиции в Англии и Шотландии он был назначен профессором музыки в Брюсселе, но вернулся в Париж в 1821 году. Известно, что 2 апреля 1828 года Бертини дал концерт вместе с Францем Листом в Салона Папе, где в программе значилась транскрипция Бертини Седьмой симфонии Людвига ван Бетховена для восьми рук (другими пианистами были Совинский и Шунке).
Он также был признан выдающимся исполнителем камерной музыки, выступая с друзьями Антуаном Фонтеном (скрипка) и Огюстом Франшом (виолончель). Бертини оставался активным в музыкальной среде Парижа до около 1848 года, после чего отошел от музыкальной сцены. В 1859 году он переехал в Мейлан (недалеко от Гренобля), где скончался 30 сентября 1876 года.
Хотя Бертини широко концертировал, его не считали столь выдающимся виртуозом, как Фридрих Калькбреннер или Анри Эрц. Один из его современников, Мармонте?ль, описывал его игру как обладающую ровностью и четкостью Клименти в быстрых пассажах, а также звучанием, манерой фразировки и способностью заставить инструмент звучать, что было характерно для школы Гуммеля и Мошелеса. Томас Таппер в предисловии к своему изданию «Этюдов, оп. 100», опубликованному Оливером Дитсоном, отмечал: «В свое время он являлся ярким примером самых admirable качеств артиста. Живя в эпоху яркой виртуозности и будучи сам восхваляемым как блестящий исполнитель, он тем не менее поддерживал самые строгие стандарты музыкантского мастерства в своей игре, в своих композициях и в музыке, которую он интерпретировал перед публикой.»
Бертини прославился как учитель. Антуан Мармонте?ль, который посвятил вторую главу своего труда о известных пианистах Бертини, писал: «Он был непревзойденным учителем, дающим свои уроки с тщательной заботой и наибольшим интересом к прогрессу своих учеников. После того как он перестал преподавать, ряд его учеников продолжали занятия у меня, и я смог убедиться в правильности принципов, извлеченных из его обучения.»
Особенно популярность Бертини основана на его специальных классах упражнений и каприсов. Именно здесь он занял уникальное положение и открыл путь для следующего поколения композиторов. В каждом из его многочисленных сборников этюдов, охватывающих все уровни сложности, он настойчиво придавал каждому произведению, будь то легким или сложным, кратким или расширенным, характер выразительной мелодии. Техническая проблема, которую следует решить, представляется в виде песни; даже когда этюд посвящен проблеме быстроты, общий контур приобретает мелодическую кривую. Это является первой и главной причиной универсального успеха этих произведений, которые, кроме того, имеют естественный ритм и тщательно продуманную гармонию.
Роберт Шуман, рецензируя одно из трио Бертини в «Gesammelte Schriften», комментировал, что Бертини пишет гармонию с легким течением, но движения слишком длинные, и добавлял: «С каким бы хорошим намерением мы ни подходили к Бертини, нам трудно на него сердиться, но его парфюмированные парижские фразы доводят нас до чрезмерного раздражения; вся его музыка так же гладка, как шелк и сатин». Немецкая сентиментальность никогда не ценило французскую элегантность.
Сегодня Бертини наиболее известен своим методом игры на пиано «Le Rudiment du pianiste» и своими 20 книгами, содержащими приблизительно 500 этюдов.
Одним из основных произведений Бертини является «Нонет» (оп. 107), написанный в 1835 году для флейты, гобоя, фагота, валторны, трубы, альта, виолончели, контрабаса и пиано. Берлиоз написал рецензию на его исполнение в журнале «La Revue et Gazette musicale de Paris» о концерте, проведенном братьями Тильман 6 мая 1838 года. Он отметил, что Нонет является великой и красивой композицией, в которой каждый инструмент способствует общему звучанию в соответствии со своим значением и идиоматическими качествами, не стремясь выделяться индивидуально.
Берлиоз также делал дальнейшие комментарии о вечере в «Le Journal des d?bats» 6 июля, сказав, что Нонет Бертини «является произведением великого музыканта с оживленным и горячим воображением, который будет становиться все сильнее и мощнее, если он воздержится от попыток вызвать аплодисменты, как он иногда пытался сделать в первом движении. Его финал был слишком очевиден, и он казался слишком озабоченным добиванием успеха и созданием эффектов, что отвлекало от свободного течения его мыслей.»
Нонет позже был переработан в квинтет (флейта или скрипка, две скрипки, альт, виолончель и пиано) Шарлем Швенке, пианистом и композитором из Гамбурга, который жил в Париже. Это, как предполагается, было сделано для любительских музыкантов: партия флейты, которую можно заменить на скрипку, содержит частые октавные транспозиции, чтобы облегчить выполнение.
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.