Брамс Иога́ннес

Брамс Иога́ннес
годы жизни
1833-1897
страна
сфера
Композитор
Полезно? Поделись ссылкой!

Брамс Иога́ннес (1833, Гамбург, Германия — 1897, Вена, Австрия) — немецкий композитор и пианист, один из центральных представителей эпохи романтизма.

Родился в семье Якоба Брамса, прошедшего трудный путь от бродячего музыканта-ремесленника до контрабасиста Гамбургского филармонического оркестра. Отец с самого детства прививал любовь к музыке и дал сыну первоначальные навыки игры на струнных и духовых инструментах, но Иоганнеса больше привлекало фортепиано.

С 7 лет стал обучаться технике игры на фортепиано и теории композиции у Отто Фридриха Косселя, талантливого пианиста, друга отца. Коссель представил юного Иоганнеса лучшему педагогу в Гамбурге — немецкому композитору и пианисту Эдварду Марксену, который, услышав талантливую игру будущего композитора, предложил бесплатно заниматься его обучением.

Первое выступление Брамса в составе камерного ансамбля состоялось в 10 летнем возрасте, а в 14 лет он первый раз выступил в качестве сольного пианиста.

Больше всего маленький Иога́ннес любил играть оловянными солдатиками, порой, целыми часами. Не оставил этого занятия и впоследствии, повзрослев и став знаменитым композитором, отвечая своим друзьям: «Господа, вы ничего не понимаете ни в творчестве, ни в оловянных солдатиках. Стоит мне выстроить мою верную армию и скомандовать ей «вперед», как ко мне немедленно приходит вдохновение, и в то время, как мои солдаты бегут на штурм, я бегу к роялю».

Брамс знакомится со множеством выдающихся личностей: венгерским скрипачом Эдуардом Ременьи, скрипачом и личным концертмейстером короля Ганновера Иозефом Иоахимом, Ференцем Листом и Робертом Шуманом.

Гастролируя с венгерским скрипачом Э. Ременьи и исполняя в концертах народные напевы, родились впоследствии знаменитые «Венгерские танцы» Брамса для фортепиано в 4 и в 2 руки.

Брамс служил придворным музыкантом при небольшом княжеском дворе в Детмольде (1857 — 1859); руководил женским любительским хором (1858 — 1862); в Вене стал капельмейстером в Певческой академии, а в 1872 — 1874 годах дирижировал концертами Общества любителей музыки (Венской филармонии), был артистическим директором Общества.

Отдыхом, развлечением и потребностью Брамса было чтение. Он довольно много читал и позднее говорил своим ученикам: «Чтобы стать хорошим исполнителем, надо не только много упражняться на инструменте, но и много читать. Книга будит воображение, не дает лениться уму. Читайте, господа, читайте как можно больше!»

Особое место в жизни Брамса занимала Клара Шуман, с которой он встретился в 1853 году и через всю жизнь пронес светлые, теплые, дружеские чувства к ней и глубокое почитание ее мужа. После его смерти, чтобы как-то утешить Клару, он напишет для нее Вариации на тему Шумана. А после ее смерти вложит всю свою любовь в замечательное произведение «Четыре строгих напева».

Брамс — автор многочисленных сочинений (большей частью уничтоженных), в различных жанрах, однако он не написал ни одной оперы. Особенную славу принесли Брамсу его симфонические произведения, такие, как 4 симфонии (№ 1 c-moll, op. 68; № 2 D-dur, op. 73; № 3 F-dur, op. 90; № 4 e-moll, op. 98), две серенады ор. 11, ор. 16, «Вариации на тему Й. Гайдна», ор. 56, «Академическая увертюра», ор. 80, «Трагическая увертюра», ор. 81; концерты (Два концерта для фортепиано, Концерт для скрипки, Двойной концерт для скрипки и виолончели); камерно-инструментальные и органные произведения, в числе которых- «Одиннадцать хоральных прелюдий», две прелюдии и фуги, а также сочинения для хора и разнообразная камерная вокальная лирика (около 200 оригинальных песен для голоса с фортепиано, называемые самим композитором "песнями" или "напевами", 20 дуэтов, 60 квартетов, около 100 хоров без сопровождения и в сопровождении оркестра или разных инструментальных составов, сольные сочинения, «Немецкий реквием», который впоследствии занял особе место в европейской классике.

Большое количество прекрасных произведений написано Брамсом для фортепиано: три интермеццо, оp.117, две рапсодии, оp.79, три сонаты, оp.1, 2, 5, пьесы, оp.76, 118, 119, Вариации на тему Паганини, оp.35, "Вариации на тему Р. Шумана", оp. 9, вальсы, четыре тетради Венгерских танцев для фортепиано в четыре руки и многие другие.