Браудо Исай (Исайя) Александрович
Браудо Исай (Исайя) Александрович (1896, Киев, Украина — 1970, Ленинград, Россия) — советский органист, крупнейший знаток, исследователь и пропагандист органной музыки и органного творчества, один из основоположников современной отечественной органной школы. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957); доктор искусствоведения (1965).
Родился в семье Александра Исаевича Браудо и Любови Ильиничны Гаркави.
Обучался сначала в Петроградской консерватории по классу органа у Якова Гандшина (Жак Самуэль Хандшин, Яков Яковлевич Гандшин — российско-швейцарский органист и музыковед), затем по курсу фортепиано — у Александра Гольденвейзера (одновременно изучал медицину в Московском университете) в Московской консерватории.
Вернувшись из Москвы, в 1921 — 1923 годах вновь занимался в органном классе Петроградской консерватории у Николая Ванадзиня (Николай Карлович Ва́надзиньш — латвийский органист и музыкальный педагог), а после его отъезда в Латвию, вёл класс фортепиано в Ленинградской консерватории. С 1935 года — профессор.
Своё мастерство в органной игре И. А. Браудо в 1924 и 1926 годах совершенствовал в Западной Европе под руководством Луи Вьерна (Луи́ Викто́р Жюль Вьерн — французский органист и композитор) в Париже, Фрица Хайтмана (Фриц Хайтман — немецкий органист) в Берлине, Альфреда Зиттарда (Альфред Зиттард — немецкий органист и композитор) в Гамбурге и Гюнтера Рамина (Гюнтер Вернер Ханс Рами́н — немецкий органист и хоровой дирижёр, композитор, хормейстер) в Лейпциге.
И.А. Браудо — выдающийся современный органист, крупнейший знаток и исследователь старинной музыки. Концертировал почти пять десятилетий, с 1926 года по таким городам, как Ленинград, Москва, Рига, Таллин, Ереван, Минск и многих других.
Б.В. Асафьев писал: «В своих жизненных встречах я находил только у двоих людей среди серьезно мыслящих музыкантов остро живое постижение полифонического языка в его интонационных процессах: у базельского органиста и музыковеда Я. Гандшина и в Ленинграде у Исайи Александровича Браудо».
Обобщением опыта педагогической и исполнительской деятельности стали теоретические труды И. А. Браудо:
«Артикуляция (О произношении мелодии)» — Л., 1961.
«Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» — М.; Л., 1965.
«Об органной и клавирной музыке» — Л., 1976.
«Артикуляция (О произношении мелодии). Об органной и клавирной музыке» — СПб., 2014.