Александр фон Цемлинский
Александр фон Цемлинский (14 октября 1871, Вена — 15 марта 1942, Ларчмонт, Нью-Йорк) был австрийским композитором, дирижёром и педагогом.
Наиболее известным произведением Цемлинского является Лирическая симфония (1923) — семидвиженческий музыкальный номер для сопрано, баритона и оркестра, на стихи бенгальского поэта Рабиндраната Тагора (в немецком переводе). Цемлинский в письме к своему издателю сравнивал это произведение с «Das Lied von der Erde» Густава Малера, хотя первое действие «Гурре-Лидеров» Арнольда Шенберга также оказало на него заметное влияние. В свою очередь, это произведение повлияло на «Лирическую сюиту» Альбана Берга, которая включает цитаты из него и посвящена Землинскому.
К другим оркестровым произведениям относятся большая симфоническая поэма «Русалка» (Die Seejungfrau), премьера которой состоялась в 1905 году на одном концерте с «Пеллеасом и Мелизандой» Шенберга. Это произведение считалось «потерянным» до 1984 года, после чего стало одним из наиболее часто исполняемых произведений Землинского. Трехчастная Синфониетта, написанная в 1934 году и пользующаяся уважением у Шенберга и Берга, написана в стиле, сопоставимом с современными работами Пауля Хиндебрата и Курта Вайля.
К другим произведениям относятся восемь опер, среди которых «Флорентийская трагедия» (1915 — 1916) и полуавтобиографическая «Карлик» (Der Zwerg, 1919 — 1921), обе основаны на произведениях Оскара Уайльда; камерная музыка (включая четыре струнных квартета) и балет «Триумф времени» (Der Triumph der Zeit, 1901). Он также написал три псалма для хора и оркестра, а также множество циклов песен как с фортепиано, так и с оркестром, из которых наиболее известен «Шесть песен», оп. 13, на стихи Мориса Метерлинка.
Хотя влияние Брамса заметно в ранних произведениях Землинского (что позволило ему получить одобрение самого Брамса), оригинальный голос композитора проявляется с первых его работ, где он свободно обращается с диссонансами. Поздние произведения принимают расширенные гармонии, введенные Вагнером, и также заимствуют влияние у Малера. В отличие от своего друга Шенберга, он никогда не писал атональную музыку и не использовал двенадцатитонную технику. Однако в поздних произведениях, таких как «Симфонические песни», Синфониетта и третий и четвертый струнные квартеты, заметен отход от постромантизма к более строгому, жесткому идиому, который включает элементы Новой объективности, неоклассики и даже джаза.
В качестве дирижёра Цемлинский пользовался уважением таких композиторов, как Курт Вайл и Игорь Стравинский, не только за свои выдающиеся интерпретации произведений Моцарта, но и за поддержку музыки Малера, Шенберга и многих других современных композиторов. Среди его учеников были Эрич Вольфганг Корнгольд, Ханс Краса и Карл Вайгль.
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.