Девьенн Франсуа


Франсуа Девьенн (31 января 1759 года — 5 сентября 1803 года) был французским композитором и профессором флейты в Парижской консерватории.
Франсуа Девьенн родился в Жуазе (Уд-Марн), как самый младший из четырнадцати детей в семье седельника. После получения первого музыкального образования в качестве хориста в родном городе, он начал выступать в различных парижских ансамблях в качестве солиста и оркестрового музыканта. Он изучал флейту у Феликса Ро и в 1780 году вошел в дом кардинала де Роана. Девьенн активно работал в Париже в качестве флейтиста, гобойиста и композитора, а также играл на гобое в Парижской опере. В 1790-х годах он написал несколько успешных опер, включая «Послушниц» (1792), что принесло ему большую популярность.
Он также был членом «Военного оркестра французской гвардии», где получил звание сержанта и обязанность преподавать детям его коллег в свободной музыкальной школе. После революционного периода, когда свободная школа стала Национальным институтом музыки, а позже в 1795 году — Парижской консерваторией, Франсуа Девьенн был назначен администратором и профессором флейты. Он написал важное учебное пособие по флейте «Méthode de Flûte Théorique et Pratique» (1793), которое было переиздано несколько раз и значительно повысило уровень французской духовой музыки в конце XVIII века. Как и многие другие музыканты, он вступил в масонскую ложу и в оркестр «Concerts de la Loge Olympique».
Девьенн скончался в санатории в Шарентоне недалеко от Парижа 5 сентября 1803 года.
Его творчество насчитывает около 300 инструментальных произведений, в основном написанных для духовых инструментов. В его наследии присутствует дюжина концертов для флейты, симфонии для деревянных духовых, квартеты и трио для различных ансамблей, 12 опер, 4 концерта для гобоя и 6 сонат для гобоя в изысканном мелодическом стиле.
Композиции Девьена для флейты, возрожденные Жан-Пьером Ромпалом в 1960-х годах, теперь лучше известны флейтистам, но, к сожалению, всё еще не широкой публике. В дополнение к обширной учебной работе, включая известную «Méthode» 1794 года с крайне интересными статьями о технике и стиле того времени, его собранные сочинения также включают восемь томов сонат для флейты или гобоя, разнообразную камерную музыку и не менее семнадцати концертов. Блестящий и мелодичный стиль последних является идеальным примером концертного классического жанра, сопоставимого лишь с работами венского композитора Франца-Антона Хофмейстера (1754 — 1812), который сам написал около 25 концертов для флейты.
Концерты Девьена, однако, поразительным образом ближе к духу Моцарта, который, находясь в Париже, посещал Concerts spirituels. Именно там Девьенн часто и с большим успехом исполнял свои композиции, которые ярко отражали элегантный тон Парижа того времени. Концерт № 2 ре мажор является примером грации и баланса — двух характеристик, которые можно найти в прекрасном портрете композитора, созданном Жаком-Луи Давидом, качества, которые ассоциируются с Моцартом и объясняют, почему Девьенн был назван французским Моцартом.
Франсуа Девьенн является предком Тонино Девьена.
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.