Фидлер Макс


Макс Фидлер (31 декабря 1859 года, Циттау, Германия — 1 декабря 1939 года, Стокгольм, Швеция) был немецким дирижёром и композитором, родившимся как Август Макс Фидлер в Циттау, Саксония. Он особенно прославился как интерпретатор музыки Иоганнеса Брамса.
Фидлер начал свои музыкальные занятия с обучения игре на фортепиано у своего отца, который дирижировал оркестром во время первого публичного выступления Макса в возрасте десяти лет в 1870 году, когда он исполнил Концерт для фортепиано в ля мажор, KV 488 Моцарта. Дальнейшее обучение он проходил в Циттау у органиста Густава Альбрехта, который был учеником Мендельсона. В 1877 году Фидлер поступил в Лейпцигскую консерваторию, где его учителем по фортепиано стал директор консерватории Карл Рейнеке. В 1882 году он закончил обучение с выдающимися успехами, получив диплом одновременно с другом и коллегой Карлом Муком. Фидлер также изучал композицию и активно участвовал в музыкальной жизни города, развивая близкие отношения с Юлиусом Шпангелем, другом Брамса.
Фидлер хорошо знал Брамса, и композитор однажды пригласил его заменить себя на выступлении с Концертом для фортепиано № 2, от чего Фидлер учтиво отказался. Он почти наверняка слышал, как Брамс дирижировал первыми лейпцигскими выступлениями своей Симфонии № 2 в начале 1878 года и Концертом для скрипки 1 января 1879 года, где солировал посвященный композитору Иосиф Йоахим, хотя имеется мнение, что после всех последних правок Йоахим был расстроен, а Брамс был ещё более напряжён на подиуме.
Фидлер вскоре нашел работу преподавателем в Гамбургской консерватории и вскоре стал пользоваться большим спросом как пианист, получая высокую оценку за свой «мягкий тон». Его первое появление на дирижёрском подиуме состоялось в сезоне 1885 — 1886 годов, когда он дирижировал своим собственным произведением (симфонией), а его первый полноценный концерт прошел в конце 1886 года. Поддерживаемый своей первой женой, он вскоре стал одним из самых популярных дирижёров в Гамбурге наряду с Гансом фон Бюловым, чьё мастерство он высоко ценил.
Хотя он не стал художественным руководителем Гамбургской консерватории до 1903 года и Гамбургского филармонического оркестра в 1904 году, с 1898 года Фидлер активно гастролировал за границей как приглашенный дирижёр, выступая в России, где его сравнивали с Артуром Никишем и Феликсом Вейнгантером, в Мадриде (1899), Париже (1901), Турине (1904), Риме (1906, 1908) и Лондоне (1907, 1908). В этот период он завоевал репутацию выдающегося интерпретатора музыки Брамса, а также дирижёра с «полным мастерством» оркестра.
В 1908 году Карл Мук, тогдашний дирижёр Бостонского симфонического оркестра, рекомендовал Фидлера как своего преемника. В результате он был назначен на эту должность, ранее уже выступив в США в 1905 году, когда дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром вместе с Виллемом Менгельбергом. Несмотря на то что он проработал в Бостоне четыре года, его дирижирование подвергалось критике, особенно за его непостоянство как интерпретатора, что воспринималось как стремление угодить «широкой публике» в ущерб «знатокам». Среди его достижений в Бостоне — дирижирование мировой премьерой массивной Симфонии си-бемоль минор 'Полония' Игнация Падеревского в 1909 году.
Фидлер вернулся в Гамбург в 1912 году, где за дирижирование филармоническим оркестром теперь отвечал Зигмунд фон Хаузеггер. Поскольку совместное руководство могло стать сложным, учитывая его собственный статус, Фидлер уехал в Берлин, став активным приглашённым дирижёром различных оркестров города. В 1916 году берлинский критик назвал его «великим дирижёром Брамса современности», а в том же году он принял предложение о должности дирижёра Эссенского оркестра, сменив Германа Абендротха, который переехал в Кёльн.
В Эссене Фидлер укрепил свою репутацию как важная фигура в немецкой музыкальной жизни, дирижируя широким репертуаром, среди которого были современные композиторы, такие как Вальтер Браунфельс, Кароль ?мановски и Артур Онеггер, а также каждый год организуя фестиваль, посвящённый важному одному композитору. Кроме того, он время от времени дирижировал берлинским филармоническим оркестром, а с 1927 года был совместным дирижёром Эссенской фольквангшуле. В 1929 году он вторично женился, а в 1934 году оставил свою должность в Эссене и вновь вернулся в Берлин, где дирижировал Берлинским радиооркестром и оркестром Гамбурга. В 1939 году он провел серию прощальных выступлений в Берлине и Эссене, но к концу года серьёзно заболел и скончался в Стокгольме, Швеция, всего за несколько недель до своего восьмидесятилетия.
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.