Гайдн Йозеф

Гайдн Йозеф
годы жизни
1732-1809
страна
">
">
сфера
Композитор
Полезно? Поделись ссылкой!

Гайдн Йозеф (31 марта 1732, Рорау, Австрия — 31 марта 1809, Вена, Австрия) — австрийский композитор, представитель Венской классической школы. Гайдна называют родоначальником современного оркестра, «отцом симфонии», основателем классического инструментального жанра.

Принято считать, что день рождения Йозефа Гайдна — 31 марта. Но, в его свидетельстве была указана другая дата — 1 апреля. Если верить дневникам композитора, то такое незначительное изменение было сделано для того, чтобы не отмечать свой праздник в "день дурака".

Отец Йозефа, Матиас Гайдн, был мастером колесного дела, мать работала прислугой на кухне. Родители, серьёзно увлекавшиеся пением и любительским музицированием, рано обнаружили музыкальные задатки сына: абсолютный слух и превосходное чувство ритма.

В 1737 году они отправили мальчика к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф (именем Франц сам композитор никогда себя не называл) стал петь в церковном хоре и учиться музыке.

В 1740 г. Йозефа, имеющего прекрасные певческие данные, заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св.Стефана, и взял талантливого мальчика в капеллу. В течение девяти лет Гайдн пел в хоре и овладевал игрой на нескольких музыкальных инструментах.

В 1749 Йозеф ушёл из хора и стал свободным музыкантом. Около десяти лет зарабатывал игрой на скрипке, органе, клавесине, брался за разную работу, в том числе, был слугой у известного итальянского композитора и вокального педагога Н. Порпоры, который поощрял занятия Гайдна композицией.

В 1759 году Гайдн получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где руководил небольшим оркестром, для которого сочинил свои первые симфонии.

Через 2 года, в 1761 году, его берут вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, в одну из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии. На протяжении 30 лет Гайдн работал при дворе этой знатной династии, написав за это время огромное количество симфоний — 104!

После смерти в 1766 г. первого капельмейстера, Грегора Вернера, одного из наиболее значительных австрийских композиторов своего времени, Йозеф Гайдн получает его должность. В обязанности капельмейстера входит сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед работодателем и постановка опер. Композитор начинает носить ливрею дома Эстерхази и сопровождать своих хозяев.

Один из князей, Николай, который «унаследовал» композитора от своего брата, играл на так называемом баритоне, струнном инструменте типа виолончели, в связи с чем Гайдн много писал для этого инструмента. За 10 лет, которые Гайдн служил у князя Николая (Миклоша), он сочинил около 125 трио с участием баритона.

В 1781 г., во время пребывания в Вене, Гайдн познакомился и завел дружбу с Моцартом. Несмотря на разницу в возрасте и своеобразные темпераменты, у друзей не было ссор и разногласий. Моцарт очень уважал и почитал своего старшего друга, а если Гайдн критиковал работы Амадея или же давал какие-либо советы, то Моцарт к нему прислушивался, и мнение Йозефа для молодого композитора всегда было на первом месте.

В 1790 году умирает Миклош Эстерхази. Его преемник, сын Антон, отменил оперные постановки, распустил оркестр, однако сохранил за Гайдном звание и жалование капельмейстера. Гайдн получил контракт на работу в Англии и совершил две длительные поездки в Лондон: в 1791—92 и 1794-95 гг. Во время своего пребывания в Лондоне, композитор заработал почти столько за один год, сколько за 20 лет в качестве капельмейстера семьи Эстерхази, своих бывших покровителей-работодателей. Впоследствии Гайдн много работает в Австрии и Великобритании. Его сочинения пользуются громадной популярностью, а имя становится широко известно во многих странах, таких, как Россия, Англия, Франция и других.

В 1792 г., Гайдн знакомится с молодым Бетховеном и берет его в ученики.

Композитор создал 24 оперы, в том числе: «Аптекарь» (1768), «Обманутая неверность» (1773), «Лунный мир» (1777), «Вознагражденная верность» (1781), «Роланд-паладин» (1782), «Армида» (1784).

Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, среди наиболее популярных — № 48 «Мария Терезия» (до 1773), №53 «Величественная» (1778-81), №55 «Учитель» (1774), 59 «Пламя» (1769), 6 Парижских симфоний (1785—1786), № 92 «Оксфордская» (1789), 12 Лондонских симфоний (1791—1792, 1794—1795); 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира», 1798; «Времена года», 1801); 14 месс; 126 трио для баритона; 36 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром; увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов.

В 1804 году Гайдн был избран почетным гражданином Вены. К этому времени он практически перестал сочинять.

По биографии Йозефа Гайдна снято много документальных фильмов, в том числе: "Знаменитые композиторы" ("Academy media"); "В поисках Гайдна"(в 2-х частях); "История по нотам"(о Гайдне рассказывается с 19 по 25 серию); "Абсолютный слух - Франц Йозеф Гайдн".

Во многих фильмах звучит музыка знаменитого Гайдна:

Адажио из струнного квартета №3 D-dur — "Шерлок Холмс";

Концерт для фортепиано с оркестром — "Поймай меня, если сможешь";

Менуэт из 33-й сонаты — "Сбежавшая невеста";

Квартет №5 — "Пианист" и во многих других.

В Вене создан дом-музей Гайдна, в котором композитор провёл последние годы жизни.

В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий.

В романе «Консуэло» автора Жорж Санд в качестве персонажей выведены многие реальные исторические лица, например Никколо Порпора, Йозеф Гайдн и другие известные личности.

Стендаль опубликовал жизнеописание Гайдна.