Николя де ла Гротт
Николя де Ла Гротт (1490-е годы — около 1600 года) был французским композитором и клавишником эпохи Ренессанса. Он был хорошо известен как исполнитель на органе и спинете, а также как композитор шансонов. Ла Гротт представляет собой одного из немногих французских композиторов XVI века, чье сочинение, написанное специально для клавишных инструментов, сохранилось до наших дней.
Ла Гротт известен своими шансонами, из которых сохранилось около ста. Он также прославился своей игрой на клавишных инструментах, особенно на органе. Хотя известно, что он писал музыку для органа, до нас дошло всего одно его произведение: четырехголосная фантазия на мадригал «Ancor che col partire» Cipriano de Rore. Это одно из немногих французских произведений XVI века, написанных специально для клавишных инструментов. Подавляющее большинство клавишных композиций того времени являются транскрипциями вокальных произведений, особенно шансонами.
Шансоны Ла Гротта имеют переходный стиль между средневековым французским шансон и air de cour, который стал преобладающим типом светской вокальной музыки во Франции около 1600 года. Многие его шансоны отличаются ярко выраженной мелодией в верхнем голосе (superius) с относительно простой аккомпанементной гармонией в других голосах, что делает их легко транскрибируемыми для лютни. На самом деле именно это произошло с многими из его произведений, и в этом отношении шансоны Ла Гротта напоминают поздние air de cour, которые включали голос, сопровождаемый лютней. Кроме того, он комбинировал двудольную и тридольную ритмику в нерегулярных рисунках, следуя декламации текста, подобно композиторам, создававшим musique mesurée à l'antique, таким как Клод Лежен.
Первый сборник шансона Ла Гротта (1569 года, для четырех голосов) основан на поэзии Пьера де Ронсара. Его поздние шансоны написаны на произведения различных поэтов, и некоторые из стихотворений имеют религиозный характер, что резко контрастирует с исключительно светским содержанием французских шансонов раннего и среднего XVI века. Необычно для своего времени, Ла Гротт, похоже, не сочинил никакой музыки в специально религиозных формах, включая мессу и мотет.
Многие из шансонов Ла Гротта были переизданы позже в аранжировках для голоса и лютни, в качестве air de cour, под именем Адриана Ле Руа, знаменитого французского музыкального печатника.
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.