Канис Корнелиус

Канис К.
годы жизни
1506 – 1561
страна
Франция
сфера
композитор эпохи ренессанса
Полезно? Поделись ссылкой!

Корнелиус Канис (около 1506 — 15 февраля 1562) был франко-фламандским композитором, певцом и хоровым дирижером Ренессанса, который большую часть своей жизни работал в Большой капелле, имперском музыкальном учреждении Габсбургов во время правления императора Карла V. Он объединил композиторский стиль франко-фламандской школы середины XVI века с его сложной имитационной полифонией и легкостью, ясностью парижской шансон, став одним из немногих композиторов своего времени, сочинявших шансон как в французском, так и во франко-фламандском стиле.

Канис писал как сакральную, так и светскую вокальную музыку. Не сохранилось специально инструментальной музыки, и, возможно, он вообще не писал инструментальных произведений. Значительное количество музыки Каниса сохранилось до наших дней, включая две мессы, 35 мотетов и 31 шансон. За последние десятилетия список его произведений значительно увеличился: три мотета и две шансон были обнаружены недавно. Все его произведения предназначены для от трех до шести голосов. Две мессы, Missa Pastores loquebantur и Missa super Salve celeberrima, обе написаны для шести голосов, в то время как мотеты и шансон варьируются от трех до шести голосов.

Мотеты Каниса написаны в манере пост-Жоскена, используя разнообразные контрапунктические приемы, выполненные с considerable skill. Имитция часто является преобладающей и может быть как строгой, так и свободной; интервал времени между последующими голосами в имитации может быть как очень коротким, так и длинным. Канис также стремился к контрасту, изменяя свои контрапунктические приемы в последующих частях одного произведения и создавая мелодические линии, которые варьировались от коротких до широких диапазонов.

В отличие от сложных полифонических приемов, которые он использовал в своей сакральной музыке, шансон Каниса показывает смесь както нидерландской полифонии и французской, особенно парижской, простоты. В 1540-х и 1550-х годах писались два основных типа шансон: парижская, такие как произведения Клемана Жанекена и Клодена де Серми, которая была более гомофонной и написана в коротких фразах, с лишь краткими периодами имитации; и франко-фламандская, которая была более полифонической и имитационной: франко-фламандские шансон были схожи с сакральной музыкой тех же композиторов. Канис использовал некоторые черты парижской шансон, включая гомофонию, короткие ритмические единицы и каденции, присоединяя их к полифонической структуре своих произведений.

Некоторые шансон Каниса используют технику кантус-фирмус, в которой он берет одну-две мелодии из существующей шансон, включая примеры Жанекена, Клодена де Серми и Гомберта, и перерабатывает их в контрапунктной текстуре, сильно отличающейся от оригинала, но используя те же слова.

Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.

1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом

2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты



Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.