Капсбергер Иоганнес Йеронимус

Капсбергер И.
годы жизни
1580 – 1651
страна
Германия
сфера
композитор эпохи раннего барокко
Полезно? Поделись ссылкой!

Иоганнес Иероним Капсбергер (1580 — 17 января 1651) был немецко-итальянским виртуозом и композитором раннего барокко. Как плодовитый и оригинальный композитор, Капсбергер сегодня наиболее известен своей музыкой для лютни, теорбо и читарроны, которая сыграла ключевую роль в развитии этих инструментов как сольных.

О дате и месте рождения Капсбергера ничего не известно. Его отец, полковник Гульельмо Капсбергер, был военным чиновником Императорского дома Австрии и, возможно, поселился в Венеции, которая могла быть родным городом Капсбергера. После 1605 года Капсбергер переехал в Рим, где быстро заработал репутацию блестящего виртуоза. Он завел связи с различными влиятельными личностями и организациями, а также организовывал 'академии' у себя дома, которые считались 'чудесами Рима'. Около 1609 года Капсбергер женился на Джеролиме ди Росси, с которой у него было как минимум трое детей. Примерно в то же время он начал публиковать свою музыку, в течение следующего десятилетия было издано более дюжины сборников. Среди них — знаменитый 'Libro I d'intavolatura di lauto' (1611), единственный сохранившийся сборник музыки для лютни Капсбергера.

В 1624 году Капсбергер стал на службу к кардиналу Франческо Барберини, где работал с множеством известных композиторов (таких как Джироламо Фрескобальди и Стефано Ланди) и поэтов (в числе которых был Джулио Росспиглиози, будущий папа Климент IX). Капсбергер трудился в доме Франческо до 1646 года. Он скончался в 1651 году.

Капсбергер наиболее известен как композитор для лютни и читарроны. За время его жизни было издано как минимум шесть сборников, два из которых сейчас утеряны. Письмо Капсбергера характеризуется, особенно в токкатах, спонтанными изменениями, резкими контрастами, необычными ритмическими группировками и, иногда, пассажами, не соответствующими правилам контрапункта того времени. Большинство современников хвалили художественные навыки и новшества Капсбергера. Среди них был Афанасий Кирхер, который описывал Капсбергера как 'великого гения' и утверждал, что он 'успешно проник в тайны музыки'. Однако одним из известных критиков был Джованни Батиста Дони, который сначала поддерживал композитора, но затем по непонятным причинам стал его критиковать.

Некоторые современники, такие как Стефано Ланди, отмечали, что Капсбергер был не так же внимателен в композиции, как в исполнении. Указанные выше особенности привели некоторых современных ученых к убеждению, что Капсбергер был композитором низшей способности. Среди таких критиков выделяется лютнист Рольф Лислеванд, который отмечал: 'Капсбергер был таким же плохим композитором, как он был хорошим инструменталистом [...] Идеи часто плохо развиты и свободно связаны между собой; настоящая музыкальная дискуссия не строится [...] Ритм даже после серьезных попыток его понять колебался между вдохновенной ловкостью и полной путаницей.'

Тем не менее, независимо от мнений о его композиторских способностях, Капсбергер был одним из главных композиторов музыки для лютни и теорбо в ранний барочный период (вместе с Алессандро Пичинини) и значительно способствовал продвижению европейских щипковых струнных инструментов того времени.

Другие произведения Капсбергера включают два сборника инструментальных ансамблевых танцев, редких для этого периода, и большое количество вокальной музыки, которая была широко исполняема при его жизни, но в настоящее время менее востребована. Капсбергер также писал сценическую музыку, почти вся из которой утеряна. Единственным сохранившимся произведением этого рода является 'Апофеоз или Освящение святых Игнатия и Франциска Ксаверия' (1622).

Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.

1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом

2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты



Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.