Катуар Георгий


Георгий Львович Катуар (фр. Georges Catoire; Москва, 27 апреля 1861 — 21 мая 1926) был российским композитором французского происхождения.
Он изучал игру на пианино в Берлине у Карла Клиндворта, друга Рихарда Вагнера, от которого и получил понимание музыки Вагнера. Катуар стал одним из немногих российских композиторов-вортгристов, присоединившись к Вагнеровскому обществу в 1879 году.
В 1884 году Катуар окончил Московский университет по специальности «математика» с отличием. После выпуска он работал в коммерческом бизнесе своего отца, лишь позже став профессиональным музыкантом. В этот период он начал брать уроки по пианино и основам гармонии у ученика Клиндворта, В. И. Вилльборга. Эти занятия привели к созданию фортепианной сонаты, нескольких характерных пьес и нескольких транскрипций. Одной из самых известных транскрипций является фортепианная версия «Введения и фуги» Чайковского из Первой оркестровой сюиты, которая была опубликована Юргенсоном по рекомендации самого Чайковского.
Не удовлетворившись уроками Вилльборга, Катуар в конце 1885 года вернулся в Берлин для продолжения занятий с Клиндвортом. В течение 1886 года он совершал краткие поездки в Москву, и на одной из этих поездок познакомился с Чайковским, который был очень рад композиции вариаций, написанных Катуаром. Чайковский сказал молодому композитору, что «было бы большим грехом, если бы он не посвятил себя композиции». В это же время Катуар встретил издателя Юргенсона. В 1886 году Катуар продолжал учиться игре на пианино у Клиндворта в Берлине и одновременно изучал композицию и теорию музыки у Отто Тирша. Не удовлетворяясь его методами, он начал заниматься у Филипа Руфера. Эти занятия также были недолгими, но привели к созданию струнного квартета.
Катуар вернулся в Москву в 1887 году. Он отказался от дебюта в качестве концертного пианиста, несмотря на рекомендации Клиндворта. Катуар вновь встретил Чайковского и показал ему (вместе с Губертом и Сергеем Танеева) свой струнный квартет, написанный в Берлине для Руфера. Все согласились, что работа музыкально интересна, но не хватает текстуры. По рекомендации Чайковского, Катуар отправился в Санкт-Петербург к Римскому-Корсакову с просьбой о занятиях по композиции и теории музыки. В письме к Римскому-Корсакову Чайковский позже описал Катуара как «очень талантливого... но нуждающегося в серьезном обучении».
Римский-Корсаков дал Катуару один урок, прежде чем передать его Лядову. Этот единственный урок привел к созданию трех фортепианных пьес, которые позже были опубликованы как сочинения Катуара оп.2. У Лядова Катуар изучал контрапункт и написал несколько произведений, включая очаровательный «Каприс» оп.3. Уроки у Лядова завершили формальное образование Катуара.
После возвращения в Москву, Катуар сблизился с Антоном Аренским. В этот период он написал свой второй квартет (который позже переработал в квинтет) и кантату «Русалка», оп.5, для солирующего голоса, женского хора и оркестра.
Семья, друзья и коллеги Катуара не поддерживали его выбор профессии композитора, поэтому в 1899 году, после серии разочарований, он уехал в сельскую местность и почти перестал писать музыку. После двухлетнего уединения, прервав почти все связи с музыкальными друзьями, в результате этого уединения возникла Симфония оп.7 в формате секстета.
С 1919 года он был профессором композиции в Московской консерватории. За время своей работы он написал несколько трактатов по теории и композиции. Николай Мясковский высоко оценивал учеников Катуара.
Сегодня Катуар мало известен, хотя существуют несколько записей его фортепианных произведений, исполненных Марком-Анри Амаэлем, Анной Зассимовой и Александром Золотницким, а полное собрание скрипичной музыки было записано Давидом Ойстрахом и Лораном Бренингеном. Музыка Катуара отчасти напоминает произведения Чайковского, ранние работы Scriabin и музыку Форе. Композиции Катуара требуют не только высокой виртуозности, но и чуткости к инструментальной палитре.
Георгий Катуар является дядей писателя и музыканта Жана Катуара.
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.