Керлль Иоганн Каспар


Иоганн Каспер Керлль (9 апреля 1627 года — 13 февраля 1693 года) был немецким барочным композитором и органистом. Сын органиста, он проявил выдающиеся музыкальные способности в раннем возрасте и обучался у Джованни Валентини, капельмейстера при дворе в Вене. Керлль стал одним из самых известных композиторов своего времени, известным как одаренный композитор и выдающийся педагог. Он работал в Вене, Мюнхене и Брюсселе, а также много путешествовал. Его учениками были Агостино Стеффани, Франц Ксавер Муршаузер и, возможно, Иоганн Пахельбель, а его влияние можно увидеть в произведениях Händel и Иоганна Себастьяна Баха: Хендл часто заимствовал темы и фрагменты музыки из произведений Керлла, а Бах аранжировал движение Sanctus из Missa superba Керлла как BWV 241, Sanctus в ре мажоре.
Несмотря на то, что Керлль был известным и влиятельным композитором, многие его произведения в настоящее время утеряны. Утраты особенно заметны в вокальной музыке: все 11 известных опер и 24 оффертория отсутствуют. Сохранившееся наследие демонстрирует мастерство Керлла в итальянском концертом стиле, используемом почти во всех его месса, и его хорошо развитую контрапунктную технику. Он находился под влиянием Генриха Шютца в своей духовной вокальной музыке и Джироламо Фрескобальди в клавирных произведениях.
Керлль пользовался большим уважением среди своих современников: многие его произведения были опубликованы при его жизни. Особенно важными являются многочисленные печатные концертные мессы, сборник мотоетов и священных концертных произведений под названием «Delectus sacrarum cantionum» (Мюнхен, 1669) и «Modulatio organica super Magnificat octo ecclesiaticis tonis respondens» (Мюнхен, 1686), который содержит литургическую органную музыку. Керлль не был особенно плодовитым композитором, поэтому сохранившиеся произведения относительно немногочисленны. Большая часть его музыки была утеряна, включая 11 опер (за которые он был наиболее известен при жизни), 25 офферторий, четыре мессы, литании, камерные сонаты и различные клавирные произведения.
Сохранившаяся клавирная музыка Керлла написана в типичном южногерманском стиле, сочетая строгий немецкий контрапункт с итальянскими стилями и техниками; Фрескобальди и особенно Фроберger были наиболее значительными влияниями. Большинство клавирных произведений Керлла исполнимы как на органе, так и на клавесине; исключениями являются четыре танцевальные сюиты, написанные для клавесина, и две токкаты для органа: Toccata quarta Cromatica con Durezze e Ligature и Toccata sesta per il pedali. Частично хронология может быть установлена с использованием (недостаточного) каталога произведений Керлла, который включен в 1686 год «Modulatio organica» (это самый ранний сохранившийся тематический каталог произведений конкретного композитора): в нем перечислено 22 произведения, 18 из которых были написаны не позже 1676 года. Самая ранняя известная композиция Керлла, Ricercata à 4 in A (также известная как Ricercata in Cylindrum phonotacticum transferanda), была опубликована в 1650 году в Риме.
Восемь токкат Керлла (которые соответствуют восьми церковным модам) чередуются между свободными и строгими контрапунктными разделами, иногда в противоположных размерах. Частое использование финалов в размере 12/8 с элементами джиги вписывается в стиль токкат Фробергера. Четыре танцевальные сюиты также напоминают сюиты Фробергера, однако две из них содержат вариационные движения. Керлловские канзоны обычно состоят из нескольких фугальных разделов; некоторые также имеют токкатоподобные проходки, встроенные в развитие каденций. Два сохранившихся остинатных произведения — пассакалья и чаконна, обе построены на нисходящем басовом паттерне; пассакалья, возможно, является самым известным произведением Керлла.
Два самых известных клавирных произведения Керлла — программные, описательные. Battaglia — описательное произведение в до мажоре, длиной более 200 тактов и с многочисленными повторами фанфарных тем, также приписываемое Хуану Баутиста Кабанильес. Capriccio sopra il Cucu основано на имитации кукушкиного крика, который слышен более 200 раз в произведении. Оно моделируется по аналогии с произведением Фрескобальди, основанным на той же идее — Capriccio sopra il cucho, но является более структурно и гармонически сложным. Идея повторения конкретной темы в музыке Керлла достигает своего предела в Magnificat tertii toni, где фугальный субъект состоит из шестнадцати повторений ноты ми.
Керлль написал множество произведений, не относящихся к клавирам, особенно в мюнхенский период: пока он восстанавливал ансамбль придворной капеллы мюнхенского двора, Керлль, должно быть, создал множество камерной музыки, и все оперы (около 10 или 11) также были написаны в Мюнхене, начиная с 1657 года, когда была написана опера «Оронте». Камерные произведения Керлла включают канзона для двух скрипок, альта и континуо, а также три сонаты. Большинство вокальных произведений применяют продвинутую концертную технику; реквиемная месса Missa pro defunctis 1669 года, написанная для пяти голосов без сопровождения, является значительным исключением. Произведения из «Delectus sacrarum cantionum», мотоеты и священные концерты для 2-5 голосов, являются секционными композициями, чередующими импровизированное написание и свободные, сильно украшенные части. Они напоминают произведения Генриха Шютца из «Kleine geistliche Concerte».
Шесть из сохранившихся месс были опубликованы при жизни Керлла как Missae sex, cum instrumentis concertantibus, e vocibus in ripieno, adjuncta una pro defunctis cum seq. Dies irae (Мюнхен, 1689). Сложный имитирующий контрапункт, который доминирует в камерной музыке Керлла, также присутствует в большинстве его священных вокальных произведений: в Missa non sine quare каждое движение завершается грандиозной фугой, похожая техника наблюдается в Missa Renovationis (которая почти полностью основана на пяти темах, используемых для Kyrie), где каждое деление мессы также закрывается большим фугальным разделом. Вводы с высокой хроматической темой в таких произведениях, как Missa in fletu solatium, приводят к сильным диссонансам (данная месса, посвященная событиям турецкой осады, унесшей жизнь друга Керлла, Алессандро Поглиетти, содержит часть континуо, которая включает предупреждение композитора о «избегании созвучий»).
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.