Кюи Цезарь Антонович

Кюи Ц.
годы жизни
1835 – 1918
страна
Россия
сфера
композитор эпохи романтизма и модернизма
Полезно? Поделись ссылкой!

Цезарь Антонович Кюи (18 января [ст. ст. 6 января] 1835 — 13 марта 1918) был русским композитором французского и литовского происхождения. По профессии он был офицером армии и преподавателем фортификаций; его увлечение музыкой имеет особое значение в ее истории, поскольку он был композитором и музыкальным критиком. В этой роли он стал известным как член «Могучей кучки», группы русских композиторов под руководством Миллия Балакирева, которая была посвящена созданию специфически русской музыки.

Кюи композировал почти во всех жанрах своего времени, за исключением симфонии и симфонической поэмы (в отличие от его соотечественников Балакирева, Бородина, Мусоргского и Римского-Корсакова). Наибольшее количество его произведений составляют песни; среди них есть несколько вокальных дуэтов и множество детских песен. Некоторые его песни также существуют в версиях с оркестровым сопровождением, включая его «Болеро», оп. 17, которое было посвящено певице Марселе Сембрич. Среди его самых известных художественных песен — «Статуя в Царском Селе» и «Сожжённое письмо», обе основаны на стихах его любимого поэта Александра Пушкина.

Кроме того, Кюи написал много произведений для фортепиано и камерных ансамблей (включая три струнных квартета), многочисленные хоры и несколько оркестровых работ, но его наиболее значительные усилия отражены в операх, которых он написал пятнадцать разной величины. Среди детской музыки (которая включает четыре сказочные оперы, а также упомянутые песни) три другие особые категории произведений выделяются среди его работ: (1) вещи, вдохновленные и посвящённые графине де Мерси-Аржантё, с которой композитор был знаком с 1885 года до её смерти в 1890; (2) работы, связанные с Кругом русских любителей музыки (так называемый «Круг Керзина»); и (3) произведения, вдохновлённые Русско-японской войной и Первой мировой войной.

С точки зрения современного статуса Кюи как композитора, за последние несколько десятилетий одна из его детских опер (он написал четыре) под названием «Кот в сапогах» (по сказке Перро) имела широкий успех в Германии. Тем не менее, несмотря на то, что в последние годы больше музыки Кюи стало доступно в записи и новых печатных изданиях, его статус в репертуаре сегодня крайне мал, в основном основан на некоторых его произведениях для фортепиано и камерной музыки (таких как пьеса для скрипки и фортепиано «Ориентале», оп. 50, № 9) и ряде сольных песен. Общее мнение о том, что он не является особенно талантливым композитором, по крайней мере для крупных жанров, приводит к такому положению дел; его сильный талант, как считается, заключается в кристаллизации настроения в мгновение, что видно в его художественных песнях и инструментальных миниатюрах. Хотя его способности как аранжировщика также подвергались критике (в частности, его соотечественником Римским-Корсаковым), некоторые недавние записи (например, его одноактная опера «Пиршество во время чумы», основанная на Пушкине) предполагают, что драматическая музыка Кюи может быть интересной для дальнейшего изучения.

Произведения Кюи не так националистичны, как у других членов «Могучей кучки»; кроме Пушкина, его оперы не демонстрируют сильной ориентации на русские источники. В области художественной песни, однако, подавляющее большинство вокальной музыки Кюи основано на русских текстах. Открытые попытки использовать русский «народный» музыкальный стиль можно обнаружить в некоторых отрывках из его первого акта совместной оперы «Млада» (1872), «Дочери капитана», нескольких детских опер и нескольких песен; многие другие отрывки в его музыке отражают стилистические любопытства, связанные с русской арт-музыкой XIX века, такие как целотоновые гаммы и определенные гармонические устройства. Тем не менее, его стиль чаще сравнивают с Робертом Шуманом и французскими композиторами, такими как Гуно, чем с Михаилом Глинкой или современниками Кюи в России.

Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.

1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом

2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты



Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.

Произведения