Костеле Гийом

Костеле Г.
годы жизни
1530 – 1606
страна
Франция
сфера
композитор эпохи ренессанса
Полезно? Поделись ссылкой!

Гийом Костеле (около 1530 — 28 января 1606) был французским композитором эпохи Ренессанса, известным своими многочисленными шансон, которые отражали позднее развитие этого жанра. Он служил органистом при дворе Карла IX, и его работа стала важной частью раннего формирования стиля, известного как musique mesurée. Костеле был одним из немногих французских композиторов XVI века, специализировавшихся на клавирной музыке, а также одним из основателей Академии поэзии и музыки вместе с поэтом Жаном-Антуаном де Байфом. Он также был одним из первых композиторов, экспериментировавших с микротональной композицией.

Костеле родился в Фонтанже в Оверни, в том же городе, что и современник Антуан де Бертан. О его жизни до прибытия в Париж в 1554 году ничего не известно. В Париже он познакомился с такими выдающимися фигурами, как Жан Майяр, Жак Аркадельт и Сандрэн. Именно через Сандрэна, который только что работал в Италии, Костеле, вероятно, заинтересовался последними тенденциями итальянской науки, в частности теориями Никола Викентино, некоторые из которых касались композиции с использованием микротонов. Единственная микротональная композиция Костеле, «Seigneur Dieu ta pitié», была написана как раз в то время, когда Сандрэн находился в Париже.

В конце 1550-х годов Костеле начал набирать популярность в музыкальной жизни Парижа, его произведения были изданы Лё Ре и Балларом в 1559 году. Поскольку Лё Ре имел тесные связи с королевским двором через семью Катрин де Клермон, вероятно, его влияние сыграло важную роль в подъеме Костеле. К 1560 году Костеле был назначен королевским органистом, музыкальным наставником десятилетнего монарха и композитором шансон для королевской капеллы.

В 1570 году он опубликовал «Musique de Guillaume Costeley», в которой содержатся почти все его сохранившиеся произведения. В ноябре того же года король Генрих III выдал указ о создании Академии поэзии и музыки, и Костеле стал ее основателем. Однако нет никаких доказательств существования музыкальных произведений Костеле между 1570 и его смертью в 1606 году. Он был высоко оценен группой и принимал участие в ее деятельности. Вероятно, сам король был членом этой академии и посещал некоторые их собрания, как и его преемник Карл IX после 1574 года. Байф, основатель Академии, написал несколько стихотворений в честь Костеле.

Тем не менее, Костеле больше не проживал в Париже на постоянной основе. Он купил дом в Эврё в Нормандии и женился; король требовал его присутствия при дворе только в первые три месяца года. Документы о его покупках недвижимости свидетельствуют о том, что он стал состоятельным человеком на службе у короля. В 1581 году его назначили налоговым инспектором в Эврё, а в 1592 году его жена умерла, и он женился вновь. В 1597 году он был назначен советником короля и, похоже, оставался в Эврё на полупенсионном уровне до своей смерти.

Сохранившаяся музыка Костеле составляет около 100 шансон, три мотета и фантазия для органа. Все его произведения датируются периодом между 1554 и 1569 годами.

Его мотеты, единственные известные священные произведения, написаны для четырех и пяти голосов и отличаются влиянием Жана Майяра. Предполагается связь между ними, так как оба использовали один и тот же необычный текст (Domine salvum fac regem desiderium cordis ejus), и в их интерпретациях прослеживаются, по-видимому, намеренные сходства.

Шансоны Костеле были наиболее известной частью его творчества и выполнены в парижском chanson стиле того времени, с яркими характеристиками словесной живописи и склонностью к гармоническому мышлению, что стало характерным для конца эпохи чисто полифонического письма в большинстве стран Европы. Тематика шансон была разнообразной, как и у большинства композиторов данного жанра; некоторые шансон были любовными песнями, некоторые имитировали военные или победные оды, а некоторые содержали юмор или скатологические элементы.

Особенностью стиля Костеле и его нотации было то, что он с большой тщательностью и точностью указывал знаки приписки, которые хотел видеть в своей музыке, что было необычно до середины XVI века, но стало происходить позже. Он любил необычные мелодические интервалы, такие как уменьшенная терция, и, вероятно, хотел убедиться, что они исполняются правильно. В некоторых его шансон, например в «Grosse garce noire et tendre», этот интервал используется заметно. В других произведениях он использует увеличенные интервалы, включая секунды, кварты, квинты и октавы.

Хотя Костеле был членом Академии музыки и поэзии Жана-Антуана де Байфа, немногие его произведения показывают влияние или намерение способствовать новому развивающемуся жанру musique mesurée. Только две композиции в сборнике «Musique», опубликованном в 1570 году, демонстрируют метрическую свободу, характерную для этого стиля.

Сохранилось одно инструментальное произведение Костеле, и то лишь в реконструированной версии из манускрипта, подготовленного человеком, не имеющим musical background. Это короткая фантазия для органа, которая считается значительной, так как является одной из немногих сохранившихся клавирных произведений конца XVI века во Франции, помимо переработок вокальных оригиналов. Репертуар французских клавишных музыкантов того времени, похоже, не был записан и определенно оставался неопубликованным.

Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.

1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом

2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты



Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.