Кригер Иоганн

Кригер И.
годы жизни
1651 – 1735
страна
Германия
сфера
композитор эпохи барокко
Полезно? Поделись ссылкой!

Иоганн Кригер (28 декабря 1651 — 18 июля 1735) был немецким композитором и органистом, младшим братом Иоганна Филиппа Кригера. Он был одним из самых значительных композиторов для клавишных инструментов своего времени и пользовался высокой оценкой, в том числе и у Георга Фридриха Генделя. Проведя несколько десятилетий в Центральной Германии, Кригер переехал в Циттау, где проработал около 53 лет в качестве органиста церкви Святого Иоанна. Он был плодовитым композитором церковной и светской музыки, опубликовав несколько десятков своих произведений. Однако большая часть его творчества была утеряна, когда Циттау была разрушена огнем в 1757 году во время Семилетней войны.

Жизнь Иоганна и его старшего брата Иоганна Филиппа началась в Нюрнберге, в семье ковровщиков. Они не имеют отношения к Адаму Кригеру, другому композитору эпохи Барокко. Иоганн учился у Генриха Швеммера (учителя Иоганна Пахельбеля) в церкви Святого Себальда и пел в хоре в течение нескольких лет. С 1661 по 1668 год он изучал игру на клавишных инструментах у Георга Каспара Веккера. Развитие старшего брата шло другим путем: Иоганн Филипп учился у ученика Фробергера, Иоганна Дрекслера. Тем не менее, в течение примерно десяти лет, начиная с 1668 года, жизни двух братьев шли параллельно. В 1671 году оба Кригера изучали композицию в Цайтце. В 1672 году Иоганн Филипп переехал в Байройт и стал дворцовым органистом. Он очень быстро поднялся до звания капельмейстера, а Иоганн вскоре стал камерным музыкантом в Цайтце, который находился примерно за 30 миль оттуда. Затем он занял должность капельмейстера в Грейце (еще 30 миль южнее Цайтца).

После смерти графа Генриха I Грейцского в 1680 году Иоганн работал капельмейстером в Айзенберге чуть менее двух лет. Затем он переехал далеко на восток, в Циттау, чтобы стать директором хоровой музыки и органистом церкви Святого Иоанна (Иоаннискирхе). Он занимал эту должность в течение 53 лет, вплоть до своей смерти. Позиция в Циттау, очевидно, подходила композитору: церковь находилась в центре города и была одной из самых важных церквей Циттау. В ней было несколько органов, что предоставляло множество возможностей для экспериментов. В Циттау не было оперного театра, но Сингспили Кригера все же исполнялись, учениками городского гимназии. Вскоре после получения должности в Циттау Кригер начал публиковать свою музыку. Первая из них — «Neue musicalische Ergetzligkeit», большая коллекция арий и песен для одного-четырех голосов, опубликованная в 1684 году во Франкфурте и Лейпциге. Клавирные коллекции «Sechs musicalische Partien» и «Anmuthige Clavier-Übung» появились более чем через десятилетие, в 1697 и 1698 годах соответственно, обе были напечатаны в Нюрнберге.

Кригер умер 18 июля 1735 года в возрасте 83 лет. По словам Иоганна Маттесона, чье произведение «Grundlage einer Ehren-Pforte» остается основным источником биографических данных о Кригер, композитор был активен до самого конца своей жизни, продолжая выступать на службе 17 июля 1735 года, за день до своей смерти. Он пережил своего брата примерно на 10 лет: Иоганн Филипп скончался в 1725 году после того, как провел 45 лет своей жизни в Вайсенфельсе, городе в Центральной Германии, недалеко от мест, где оба брата работали в молодости. Город Циттау был разрушен в 1757 году во время военных действий Семилетней войны, церковь Святого Иоанна больше не существует. Среди многочисленных утраченных произведений находятся все известные Сингспили Кригера. Творчество его старшего брата также пострадало от событий, произошедших после его смерти: из около 2000 кантат Иоганна Филиппа сохранилось лишь 76.

Самая важная часть сохранившегося наследия Кригера — это его клавирные произведения, особенно содержимое «Anmuthige Clavier-Übung». Рицеркарии и фуги из этой коллекции демонстрируют склонность к контрапунтальной сложности. Большинство рицеркариев постоянно используют инверсию темы, а № 7 даже инвертирует контрраздел. Фуги были сравнены с фугами Баха по их структурным характеристикам: ограничение одной темы, внимание к индивидуальному характеру темы и ответу, а также заметное использование эпизодов. Фуги 11 — 15 образуют цикл: четыре фуги на четыре разные темы, за которыми следует четверная фуга на этих темах. Искусство написания двойных фуг выделялось Маттесоном: «из старых выдающихся мастеров я не знаю никого, кто бы превосходил циттавского капельмейстера Иоганна Кригера в написании двойных фуг». «Anmuthige Clavier-Übung» также является важной вехой в развитии центральногерманской органной школы: она включает фантазию в манере Пахельбеля и особенно важную токкату — «Toccata mit dem Pedal aus C», которая демонстрирует виртуозное использование педали и полностью проработанные свободные и имитативные разделы. Знаменитый музыковед по клавирной музыке Вилли Апель назвал эту пьесу «возможно, единственной полностью разработанной токкатой, написанной в Центральной Германии до Баха», хотя ученик Пахельбеля, Иоганн Генрих Баттштетт, также попытался создать синтез северного и центральногерманского стилей в своих токкатах. Танцы для клавесина из «Sechs musicalische Partien» менее важны с исторической точки зрения, как и сохранившиеся вокальные работы Кригера, которые консервативны по стилю; однако некоторые из кантат иногда включают передовые имитационные элементы, напоминающие лучшие фуги Кригера.

Гендель взял с собой копию «Anmuthige Clavier-Übung» в Англию и подарил ее своему другу Бернарду Грэнвиллю, чья заметка на страницах издания гласит: «[эта] печатная книга принадлежит одному из знаменитых органистов Германии; мистер Гендель в молодости много работал по ее плану и говорил, что Кригер был одним из лучших композиторов своего времени для органа».

Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.

1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом

2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты



Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.