Пауль фон Кленау
Пауль фон Кленау (11 февраля 1883, Копенгаген — 31 августа 1946, Копенгаген) был датским композитором, который большую часть своей профессиональной жизни провёл в Германии и Австрии. Он родился в Копенгагене, где учился у Отто Моллинга. Уже в молодости Кленау покинул свою родину, чтобы учиться и работать в Германии и Австрии, занимаясь, среди прочих, с Максом Брухом, Людвигом Тюилем и Максом фон Шиллингсом. Его первая симфония, вдохновлённая Брукнером, была успешно представлена в 1908 году на Тонкюнстлерфесте в Мюнхене. В течение следующих пяти лет он создал три крупных симфонии.
Позже на его творчество оказали влияние французская музыка, Рихард Штраус и двенадцатитональная техника Арнольда Шёнберга. Кленау был одним из защитников Шёнберга в 1920-е годы, и Шёнберг присутствовал на концерте его музыки, который дирижировал Кленау в 1923 году в Фрайбурге. Он также входил в круг друзей Альбана Берга.
Кленау никогда не добился полного признания как композитор в Дании, но занимал ряд важных директорских позиций. В 1912 году он возглавил концерты Баховского общества во Франкфурте, но уже в следующем году вернулся на пост главного дирижёра оперы во Фрайбурге. Он основательно обосновался в Баварии, где у него был загородный дом, но как дирижёр много путешествовал по Германии и Великобритании. Лето он проводил в Дании. В 1922 году он стал хоровым дирижёром в Венской концертной ассоциации, где работал до 1930 года, последние шесть лет в качестве концертного директора.
После первого оркестрового периода, который длился до начала Первой мировой войны, Кленау сосредоточился на музыкальной драме. С 1913 по 1940 годы он написал семь опер (не считая ранней оперы-оратории «Суламит»). Северо-скандинавская опера «Кьяртан и Гудрун» (1918, переработана в 1924 году) была премьирована Вильгельмом Фуртвенглером в Маннхейме. Это произведение было продолжено комической оперой «Школа злословия» в 1926 году (по мотивам пьесы Шеридана «Школа скандала»). В период с 1933 по 1939 годы Кленау создал три крупных двенадцатитональных оперы: «Михаэль Кольхаас» (по мотивам произведения Клайста), «Рембрандт ван Рейн» и «Елизавета из Англии». Его последняя опера «Елизавета из Англии» была исполнена в 1941 году в Королевском театре Копенгагена и, вероятно, стала первой двенадцатитональной оперой в Дании; это также одно из немногих произведений Кленау, которые были исполнены в его родной стране при жизни.
Кленау жил в Вене до тех пор, пока потеря слуха не помешала ему продолжать дирижёрскую карьеру. В 1940 году он вернулся в Копенгаген, где оставался до своей смерти в 1946 году в возрасте 63 лет. В годы около 1940 года он вновь вернулся к оркестровой музыке с тремя поздними симфониями: «Триптикон» (симфония № 5, 1939), «Северная симфония» (симфония № 6, 1940) и «Штормовая симфония» (симфония № 7, 1941). Эти произведения написаны в гораздо более сдержанном стиле по сравнению с его ранними симфониями. Ему также удалось написать восьмую симфонию. Девятая симфония, существование которой оставалось неизвестным на протяжении нескольких десятилетий, была найдена наследниками Кленау в 2005 году. Это произведение, написанное для большого оркестра, хора и солистов, было описано как «самая объемная симфония, когда-либо написанная датчанином».
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.