Ламбиллотт Луи


Луи Ламбиллотт (родился в Лаамаде, Эно, Бельгия, 27 марта 1796 года; умер в Париже, 27 февраля 1855 года) был бельгийским иезуитом, композитором и палеографом церковной музыки, свое имя связал с восстановлением григорианского пения, которое он инициировал и продвигал благодаря своим научным исследованиям и публикациям.
Работа над григорианским хоралом
Испорченные версии григорианского хорала использовались на протяжении нескольких столетий. В качестве практического руководства к радикальному восстановлению аббат Солемса Дом Герарже в своих «Литургических институтах» изложил принцип: «Когда множество манускриптов различных эпох и из разных стран согласны в версии хорала, можно утверждать, что эти манускрипты, безусловно, передают фразу Святого Григория.» Исходя из этого принципа, Ламбиллотт в течение многих лет собирал и сопоставлял все документы, которые находились в иезуитских домах. Затем он предпринял поездки почти в каждую страну Европы, исследуя библиотеки, как светские, так и монашеские, в поисках самых древних манускриптов и всех трактатов, касающихся истории или теории хорала.
В библиотеке бывшего бенедиктинского аббатства Святого Галла в Швейцарии он обнаружил, по-видимому, самый аутентичный григорианский манускрипт, существующий на сегодняшний день, то есть переписывание оригинального Антифонария Святого Григория, который, как считается, был привезен из Рима в Святой Галл монахом Романом в последние годы восьмого века. Этот том на 131 странице древнего пергамента, с обложкой из слоновой кости, на которой изображены древние этрусские скульптуры, содержит все градуали, аллелуи и трактаты на целый год, написанные на древней неуматической нотации (своего рода музыкальной стенографии), вместе с так называемыми румынскими знаками, то есть специальными отметками времени и выражения, добавленными Романом.
Ламбильотту удалось, не без серьезных трудностей, получить разрешение на изготовление факсимиле этого манускрипта специалистом по копированию. Он опубликовал его в Брюсселе в 1851 году, добавив свои собственные ключи к неуматической нотации и краткий исторический и критический обзор документа. Появление «Антифонария Святого Григория» произвело сильное впечатление на ученый мир и принесло его автору благодарственное письмо и поддержку Папы Пия IX 1 мая 1852 года и «очень почетное упоминание» от Французского института 12 ноября того же года. Ламбиллотт теперь взялся за то, чтобы обобщить результаты своих исследований в новом и полном издании литургических песнопений. Он смог завершить эту обширную работу, но не увидел ее публикации. «Градуал» и «Веспераль» были изданы в 1855 — 1856 годах как в григорианской, так и в современной нотации под редакцией отца Дюфура, который на протяжении многих лет сотрудничал с Ламбильотом. Он также опубликовал «Эстетику», том на 418 страницах, в котором излагаются взгляды Ламбильота на теорию и практику григорианской музыки.
Дом Потье, бенедиктинец, который прошел тем же путем и который только что завершил восстановление григорианской музыки, говорит о «Эстетике», что она «наполнена ценными сведениями». В то же время он обращает внимание на некоторые серьезные ошибки в переводе и даже в прочтении по поводу ритма, которые, по его мнению, были неопровержимо опровергнуты каноником Гонтье в его «Методе плейнчанта». Монтер также упоминает о серьезных ошибках и многочисленных утверждениях, противоречащих собственному методу, которые проникли в трактат. Он связывает введение диеза в григорианские гаммы с редакторами этого посмертного труда.
«Градуал» и «Веспераль» Ламбильотта были приняты лишь небольшим числом французских епархий. Некоторые утверждают, что его работа опередила свое время. Ламбиллотт сделал сокращения и изменения, которые подверглись основной критике прежних изданий. Еще двадцать пять лет должны были пройти, прежде чем классическая работа по григорианской музыке, «Григорианские мелодии» Дома Потье, могла бы появиться (Турней, 1880), и еще двадцать пять, прежде чем учение Дома Потье получит официальное одобрение и практическое применение через Ватиканское издание. Современники Ламбильотта разместили следующую надпись на его могиле в Вогираре:
Qui cecinit Jesum et Mariam, eripuitque tenebris Gregorium, hunc superis insere, Christe, choris. (Прими, о Христос, в свои небесные хоры того, кто пел хвалы Иисусу и Марии и извлек музыку Григория из темноты веков.)
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.