Ланнер Йозеф

Ланнер Й.
годы жизни
1801 – 1843
страна
Австрия
сфера
композитор эпохи романтизма
Полезно? Поделись ссылкой!

Йозеф Ланнер (12 апреля 1801 — 14 апреля 1843) был австрийским композитором, специализировавшимся на танцевальной музыке. Его наиболее значительное наследие связано с реформированием вальса из простой крестьянской танцевальной формы в музыку, которую могла оценить даже высшая аристократия, как в качестве музыкального сопровождения к танцам, так и ради самой музыки. В его время он был так же знаменит, как его друг и музыкальный соперник Иоганн Штраус I, который благодаря своим концертным турам за границей, особенно во Франции и Англии, пользовался большей известностью вне Австрии.

У Ланнера был менее известный сын, Август Ланнер, который также обладал выдающимися музыкальными способностями, как и его отец. Его дочь Екатерина стала известной международной балериной, которая обосновалась в Лондоне и стала влиятельным хореографом и педагогом.

Ланнер родился в Святом Ульрихе, который находится в Вене. Он в значительной степени был самоучкой на скрипке и присоединился к небольшому струнному оркестру Михаэля Памера примерно в то же время, когда в этот же оркестр влился Иоганн Штраус I. Однако он решил самостоятельно заняться музыкальным предпринимательством и стал партнером Карла и Иоганна Драханек, образовав квартет, который носил его имя. Успех этого струнного квартета позволил ему постепенно расширить состав, и в 1824 году Ланнер смог руководить малым струнным оркестром, исполняющим венскую танцевальную музыку. Успех его оркестра был так велик, что они стали постоянными участниками многих карнавальных мероприятий в Вене, известных в местном диалекте как Фашинг. В 1832 году Ланнер позволил своему будущему сопернику Иоганну Штраус I выступить в качестве дирижера во втором, меньшем оркестре, созданном в этом году, чтобы справиться с насыщенным расписанием карнавальных мероприятий.

К концу карнавального сезона 1825 года Ланнер уже завоевал репутацию, и Штраус I испытывал разочарование из-за того, что вынужден был временно его заменять, в результате чего его произведения не получали должного признания. В том же году Штраус I разошелся с Ланнером после концерта в одном из венских танцевальных заведений «Цум Шварцен Бок» (Чёрный Баран). Хотя в прессе имелись сообщения о яростной ссоре между двумя композиторами, в том числе слухи о том, что Штраус покинул оркестр с несколькими талантливыми музыкантами Ланнера, эти сообщения в значительной степени остались неподтвержденными, так как Ланнер ранее посвятил Штраусу вальс под названием «Вальс расставания» (Trennungs-Walzer), Оп. 19, что свидетельствовало о достойном уровне доброй воли и уважения между двумя композиторами. Более того, Ланнер и Штраус I часто работали вместе, несмотря на разрыв их партнерства, и даже дали благотворительный концерт для их бывшего работодателя Михаэля Памера, который заболел в 1826 году в том же заведении, где они расстались. За свою благотворительную деятельность Штраус и Ланнер также были удостоены почетного гражданства Вены в 1836 году и совместно принесли Гражданскую клятву.

Тем не менее, любители музыки в Вене поддерживали обоих этих популярных композиторов, и многие идентифицировали себя как ланнерианеры или штраусианеры. Существовало мнение, что правящая династия Габсбургов стремилась отвлечь венскую публику от политики и революционных идей, которые с жаром распространялись по Европе, когда многие города готовились свергнуть непопулярных монархов. Ответом на это стало отвлечение населения с помощью музыки и развлечений, и музыкальные позиции, которые заняли Ланнер и Штраус, вскоре стали крайне важными. Сам Ланнер был назначен на желанную должность музыкального директора Красного зала в Императорском дворце Хофбург, главные обязанности которого заключались в проведении концертов в честь знати и написании новых произведений для придворного оркестра.

Популярность Штрауса вскоре затмила Ланнера в начале 1840-х годов. Штраус стремился к обширным прибыльным гастролям за границей, включая Англию, в то время как Ланнер оставался в Вене, не веря, что другие национальности готовы слушать венскую музыку. Ланнер заразился тифом, который разразился в Вене в 1843 году, и 14 апреля того же года умер в Дёблинге в Страстную пятницу. Известное соперничество с Штраусом I завершилось; смерть Ланнера ознаменовала начало периода, когда семья Штраус будет доминировать на венской сцене танцевальной музыки больше чем полвека и завершила эру интересных и захватывающих событий для вальса и другой популярной танцевальной музыки.

Среди более популярных произведений Ланнера — «Пештер-Вальс», Оп. 93, «Хофбалтэнце Вальсы», Оп. 161, «Вальс Свидетелей», Оп. 103, «Вальс Романтиков», Оп. 167 и, вероятно, его самое известное произведение, «Вальс Шенбрунна», Оп. 200, который, вероятно, является самым известным из всех вальсов до «Синей Дунай» Иоганна Штрауса II в середине 1860-х годов. Большинство вальсов Ланнера были посвящены членам аристократии, что подтверждается названиями, что является частью природы положения Ланнера в то время. Его «Штирийские танцы» (Steyrische-Tänze), Оп. 165, также иногда исполнялись на Венском новогоднем концерте Венской филармонии.

Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.

1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом

2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты



Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.