Паизиелло Джованни


Джованни Паизиелло (9 мая 1740 — 5 июня 1816) был итальянским композитором эпохи классицизма. Паизиелло родился в Таранто и получил образование у иезуитов. Он стал известен своим красивым голосом и в 1754 году был отправлен в Консерваторию Сан-Онофрио в Неаполе, где учился под руководством Франческо Дурана и вскоре стал его помощником. Для театра Консерватории, которую он покинул в 1763 году, он написал несколько интермеццо, одно из которых привлекло такое внимание, что его пригласили написать две оперы — «Ла Пуппила» и «Ил Мондо аль Ровесцио» для Болоньи, а также третью — «Ил Маркезе ди Тидипано» для Рима.
Когда его репутация крепко утвердилась, он на несколько лет обосновался в Неаполе, где, несмотря на популярность Никколо Пиччини, Доминико Чимарозы и Пьетро Гугльельми, которых он сильно завидовал, создал серию успешных опер, одна из которых, «Л'идоло чинизе», произвела глубокое впечатление на неаполитанскую публику.
В 1772 году Паизиелло начал сочинять церковную музыку и написал реквием для Геннара ди Борбоне, представителя правящей династии. В том же году он женился на Чечилии Паллине, и брак оказался счастливым. В 1776 году Паизиелло был приглашен императрицей Екатериной II в Санкт-Петербург, где провел восемь лет, создавая, среди других очаровательных произведений, шедевр «Il barbiere di Siviglia», который вскоре завоевал европейскую репутацию. Судьба этой оперы ознаменовала эпоху в истории итальянского искусства: с ней ушла мягкая утонченность, культивировавшаяся мастерами XVIII века, чтобы уступить место блестящей яркости более позднего периода.
Когда в 1816 году Джоаккино Россини положил на музыку переработанную версию либретто под заглавием «Алмавива, или ненужная предосторожность», поклонники Паизиелло штурмовали сцену. Опера Россини, ныне известная как «Il barbiere di Siviglia», признается его величайшим произведением, в то время как опера Паизиелло исполняется лишь изредка — странный случай поэтической мести, поскольку сам Паизиелло много лет назад пытался затмить славу Джованни Баттиста Перголези, перерисовав либретто его знаменитого интермеццо «La Serva padrona».
Паизиелло покинул Россию в 1784 году, и после создания «Il Re Teodoro» в Вене начал работать при Ferdinand IV в Неаполе, где написал многие из лучших своих опер, включая «Nina» и «La Molinara». После многих перипетий, вызванных политическими и династическими изменениями, он был приглашен в Париж (1802) Наполеоном, чье расположение он завоевал пятью годами ранее, написав марш на похороны генерала Оша. Наполеон щедро относился к нему, в то время как жестоко игнорировал двух более известных композиторов, Луиджи Керубини и Этьена Меню, к которым новый любимец перенес ненависть, которую ранее испытывал к Чимарозе, Гугльельми и Пиччини.
Паизиелло дирижировал музыкой двора в Тюильри с жалованием в 10,000 франков и 4800 на жилье, но ему совершенно не удалось привлечь парижан, которые встретили его оперу «Proserpine» холодно, и в 1803 году он запросил и с трудом получил разрешение вернуться в Италию, сославшись на плохое здоровье жены. По приезду в Неаполь Паизиелло был восстановлен на своих прежних должностях при Джозефе Бонапарте и Жоаке Мюра, однако он истощил свой творческий потенциал и не смог удовлетворить требования времени по новым идеям. Его перспективы также были шаткими: власть семьи Бонапарт неуклонно падала, и финансы Паизиелло упали вместе с ней. Смерть его жены в 1815 году тяжело сказалась на нем. Его здоровье быстро ухудшалось, а зависть к популярности других композиторов вызывала переживания и досаду.
Паизиелло известен тем, что создал 94 оперы, которые славятся своими грациозными мелодиями. Возможно, наиболее известная мелодия, которую он когда-либо написал, — «Nel cor più non mi sento» из «La Molinara», бессмертная благодаря вариациям, которые на эту тему сочинил Бетховен. Паизиелло также написал много церковной музыки, включая восемь месс, а также пятьдесят одну инструментальную композицию и множество отдельный песен. Рукописные партитуры многих его опер были переданы в библиотеку Британского музея Доминико Драгонетти.
Библиотека Жероламини в Неаполе хранит интересную рукописную компиляцию, в которой записаны мнения Паизиелло о современных композиторах и продемонстрирован его довольно строгий критический подход, особенно по отношению к произведениям Перголези.
По данным «Concise Grove Dictionary of Music», «Паизиелло был одним из самых успешных и влиятельных композиторов опер своего времени. Большинство более 80 его опер являются комедийными и используют простой, прямой и живой стиль, позже с более четкой характеризацией, более ярким оркестровым звучанием и теплыми мелодиями (черты, повлиявшие на Моцарта). Его серьезные оперы имеют меньше виртуозного вокального письма, чем принято; те, что для России, ближе всего к 'реформированному' подходу Глюка.»
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.