Рейнкен Иоганн Адам


Иоганн Адам Рейнкен (также Ян Адам, Жан Адам, Рейнкен, Рейнкинк, Рейнке, Рейнеке, Рейнеке; крещён 10 декабря 1643 года — 24 ноября 1722 года) был голландским и германским органистом и композитором. Он считается одним из важнейших немецких композиторов XVII века, другом Дитериха Букстехуде и значительным влиянием на Иоганна Себастьяна Баха, однако до наших дней сохранилось очень мало его произведений.
Широкие утверждения о необычной долголетии Рейнкена исходят от Иоганна Маттесона, который, пиша в 1722 году, указывал дату его рождения как 27 апреля 1623 года. Тем не менее, сам Рейнкен заявил (на титульном листе работы «Hortus musicus»), что его место рождения — Дордрехт, и никаких записей, подтверждающих утверждение Маттесона, в этом городе не было найдено. Скорее всего, речь идёт о «Яне Рейнсе», крещённом в Дордрехте 10 декабря 1643 года; эта дата в настоящее время признана большинством исследователей, хотя во многих отношениях она также проблематична.
Рейнкен получил начальное музыкальное образование в Дордрехте в 1650 — 1654 годах у Люка ван Ленника, органиста Гротекирхе (Лебуинискерк). В 1654 году он уехал в Гамбург для учёбы под руководством Генриха Шайдеманна, органиста церкви Святой Екатерины (Катариненкирхе). В 1657 году он вернулся в Дордрехт и стал органистом Бергкерка 11 марта; однако, через всего год, он снова покинул город и уехал в Гамбург, на этот раз чтобы стать ассистентом Шайдеманна. После смерти последнего в 1663 году, Рейнкен занял его место в церкви Святой Екатерины. В 1665 году он женился на одной из дочерей Шайдеманна, и три года спустя у них родилась единственная дочь Маргарита-Мария.
Композитор сохранял свою должность в церкви Святой Екатерины до своей смерти в 1722 году, хотя в 1705 году некоторые епископы пытались назначить Иоганна Маттесона своим наследником. В отличие от многих других современных органистов, Рейнкен умер богатым человеком. При жизни его считали одним из лучших органистов Германии; он близко знал Дитериха Букстехуде и оказал влияние на Винсента Любека и Иоганна Себастьяна Баха. Последний, возможно, встречал его; известный апокрифический анекдот описывает, как Рейнкен и Бах встретились и как, после того как Бах импровизировал длительную фантasiю на лютеранский хорал «На водах Вавилона» (в дань уважения к масштабной фантасии Рейнкена на тот же хорал), Рейнкен заметил: «Я думал, что это искусство мертво, но вижу, что оно живет в тебе».
Кристоф Вольфф добавляет, что в ходе этого визита Баха в Гамбург в 1722 году он исполнил органную фуге BWV 542, тема которой основана на популярной нидерландской мелодии (называемой «Ik ben gegroet van…»), предположительно, как дань уважения голландскому происхождению Рейнкена. В любом случае, Бах, очевидно, был глубоко впечатлён музыкой Рейнкена, аранжировав несколько произведений из «Hortus musicus» (как BWV 954, 965 и 966). В 2006 году в Веймаре была обнаружена самая ранняя известная подпись Баха: копия «На водах Вавилона» Рейнкена, которую Бах сделал для своего тогдашнего учителя Георга Бёма в Люненбурге в 1700 году.
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.