Свендсен Йохан


Йохан Свендсен (30 сентября 1840 — 14 июня 1911) был норвежским композитором, дирижёром и скрипачом. Родился в Кристиании (сейчас Осло), Норвегия, он провёл большую часть своей жизни в Копенгагене, Дания. Музыкальное наследие Сведена включает две симфонии, концерт для скрипки, концерт для виолончели и Романсу для скрипки, а также ряд Норвежских рапсодий для оркестра. В своё время Свендсен был близким другом немецкого композитора Рихарда Вагнера.
Его отец был музыкальным педагогом, и Свендсен обучался игре на скрипке и кларнете у него. К моменту окончания школы он уже работал оркестровым музыкантом и время от времени отправлялся в короткие концертные туры как скрипач. В Любеке, во время одного из своих туров, он привлёк внимание богатого купца, который обеспечил ему возможность учёбы в Лейпцигской консерватории с 1863 по 1867 годы. Он начал учебу у Фердинанда Давида, но проблемы с рукой вынудили его переключиться на композицию, которую он изучал у Карла Рейнеке. Свендсен закончил свои занятия в Лейпциге в 1867 году, получив первую премию по композиции. В этот период Свендсен стал отцом вне брака — у него родился сын Иоганн Рихард Рудольф (1867 — 1933).
Постепенно его внимание стало переходить к дирижированию. Проведя некоторое время в Париже (1868 — 1870) и Лейпциге (1870 — 1872), он вернулся в Кристианию. Летом 1871 года он отправился в Нью-Йорк, чтобы жениться на Саре (Салли, позже изменившей имя на Берглиот) Леветт Шмидт, которую он встретил в Париже. Он был дирижёром Музыкального общества в Кристиании (1872 — 1877), затем провёл три года в Германии, Италии, Англии и Франции. В 1880 — 1883 годах он вернулся, чтобы преподавать и дирижировать в Кристиании. В 1883 году он был назначен главным дирижёром Королевского театра в Копенгагене, где жил до своей смерти.
В 1884 году он и его жена расстались, и она переехала в Париж. Их отношения были хаотичными на протяжении нескольких лет. Согласно известной анекдоте, в 1883 году, в приступе гнева, она бросила единственный экземпляр его Симфонии № 3 в огонь. Этот инцидент был использован Генриком Ибсеном в «Гедде Габлер». Если что-то действительно сгорело в огне, маловероятно, что это был полный экземпляр симфонии. Тем не менее, некоторые эскизы, скорее всего для симфонии, были найдены дирижёром Бьёрте Энгесетом в 2007 году. Они были доработаны и оркестровы вани Бьёрном Мортеном Кристоферсеном и премьеры в Мюнхенском филармоническом оркестре под управлением Энгесета в 2011 году. После развода с Сарой (10 декабря 1901 года) он женился (23 декабря 1901 года) на Жюльетте Хаас, с которой жил и имел троих детей. Его младший сын от этого брака стал известным датским актёром Эйвиндом Йоханом Сведеном (1896 — 1946).
В резком контрасте с его более известным современником и близким другом Эдвардом Григо, Свендсен стал известен благодаря своему мастерству оркестровки, а не гармонической ценности. Пока Григ в основном писал для небольших инструментов, Свендсен создавал произведения преимущественно для оркестров и крупных ансамблей. Его самое известное произведение — Романса для скрипки и оркестра, Оп. 26. Он был весьма популярен в Дании и Норвегии при жизни, как композитор и дирижёр, выиграв множество национальных наград и почестей. Однако эта популярность не перешла в международный репертуар классической музыки. Он скончался в Копенгагене в возрасте 70 лет.
Первое опубликованное произведение Сведена, Струнный квартет в ля минор, Оп. 1, стало большим успехом. Вскоре за ним последовали Струнный октет, Оп. 3, и Струнное квинтет, Оп. 5, которые увеличили его раннюю популярность. Все камерные произведения Сведена были написаны во время его учёбы в Лейпцигской консерватории, однако эти работы не считаются студентческими произведениями. По общему мнению, Свендсен признавался одним из самых талантливых студентов консерватории в то время. Его произведения выигрывали призы и получали публичные выступления с большим энтузиазмом.
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.