Штайгледер Иоганн Ульрих

Штайгледер И.
годы жизни
1593 – 1635
страна
Германия
сфера
композитор эпохи барокко
Полезно? Поделись ссылкой!

Иоганн Ульрих Штайгледер (22 марта 1593 — 10 октября 1635) был немецким композитором и органистом эпохи барокко. Он был самым известным членом семьи Штайгледеров, в которую также входили его отец Адам Штайгледер (1561 — 1633) и дед Уц Штайгледер (умер в 1581 году).

Штайгледер родился в Швебиш-Халле 22 марта 1593 года. Музыке он учился у своего отца Адама, чей учитель был знаменитым Симоном Лоэтом. В 1613 году он стал органистом при соборе Святого Стефана в Линдау, на берегу Боденского озера; затем в 1617 году переехал в Штутгарт, где в том же году стал органистом аббатской церкви. В 1627 году Штайгледер был назначен дюкальным органистом при дворе Вюртемберга. В Штутгарте он мог обучать, среди прочих, Иоганна Якоба Фроберга. В 1635 году он погиб от чумы на фоне Тридцатилетней войны.

Самыми важными произведениями Штайгледера являются его две опубликованные коллекции органных пьес. Первая из них, «Ricercar tabulatura», была издана в 1624 году в Штутгарте и представила ряд значительных нововведений. Это была первая немецкая музыкальная коллекция, опубликованная с использованием гравированных медных пластин (на титульном листе указано, что композитор сам занимался гравировкой). Также, вместе с «Tabulatura nova» Схейдта, это была одна из первых немецких напечатанных коллекций, в которой используется пятистрочная нотация с нотами вместо буквенной нотации. Наконец, Штайгледер был одним из первых, кто сделал переход от модальных обозначений, таких как primi toni, secundi toni и т. д., к ключам в клавирной музыке. «Ricercar tabulatura» состоит из 12 рикеркаров, которые исследуют широкий спектр техник и моделей — от простых монотематических произведений до произведений с двойными темами и несколькими секциями. Некоторые из них вдохновлены Стевинком в их структуре и/или использовании уменьшений и увеличений. Один из рикеркаров содержит длинный интерлюд, построенный на имитации кукушкиного крика, подобно каприччио Фрескобальди и Керля.

Книга табулатур Штайгледера (Страсбург, 1627) состоит из 40 вариаций на хорал Лютера «O Vater unser im Himmelreich». Эта коллекция была предназначена для церковного органиста, и Штайгледер специально указывает, что исполнителю предоставлено право выбирать, сколько вариаций играть, какие именно и в каком порядке. Некоторые вариации требуют поддерживающего инструмента или певца для усиления хоральной мелодии. Штайгледер использует множество техник — от простых двухголосных установок до двойного контрапункта, обширных многосекционных фантазий и токкат, различных канонов, хокетов и многого другого.

Отчасти из-за своей ранней смерти Штайгледер не оказал значительного влияния на развитие клавирной музыки в Европе. Тем не менее, тематические связи с его работами были обнаружены в музыке Фроберга.

Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.

1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом

2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты



Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.