Штегманн Карл Давид


Карл Давид Штегманн (1751 — 27 мая 1826) был немецким тенором, клавесинистом, дирижером и композитором. Он родился в Штаухе рядом с Мейссеном, в семье Иоганна Эрнстайна Штегманна и Анны Кристианы Бретцнер. Он женился на Каролине Иоганне Элеоноре Линц, у них родилось двое сыновей и четыре дочери.
Своё первоначальное музыкальное образование он получил у местного органиста в Штаухе, затем учился в Дрездене у И. Ф. Циллиха (с 1760 года), в Крейцшуле (1766 — 1770), а позже у Хомилиуса и скрипача Г. Ф. Вайсе. После этого Штегманн быстро поднялся как певец, актёр и клавесинист. В 1772 году он уехал в Бреслау (с театральной труппой Везера), в 1773 году — в Кёнигсберг, в 1774 году — в Гельсберг (в качестве придворного клавесиниста к епископу Эрмеланда), в 1775 году — в Гданьск, снова в Кёнигсберг в 1776 году (с труппой Шуха) и позже выступал в Готе (в придворном театре).
С 1778 по 1783 год он совершил своё первое из двух продолжительных визитов в Гамбург, получив особую известность как клавесинист. К этому времени шесть его опер и сая (Singspiels), впервые поставленных ранее в Кёнигсберге и Гданьске, привлекали внимание к выступлениям в других частях северной Германии. В 1783 году он покинул Гамбург и присоединился к труппе Гроссмана в Бонне. Затем он стал связан с придворным театром в Майнце, в рамках которого он получил высокую оценку во время своих гастролей во Франкфурте. Он исполнил партию в первой германоязычной версии «Дон Жуана» (Майнц, 13 марта 1789 года), а также поставил или дирижировал другими операми Моцарта, Салиери, Глюка и Гассмана, композировал инцидентальную музыку (например, для версии Макбета Бюргера 30 августа 1785 года) и играл в драмах Лессинга и Шиллера.
Кульминацией деятельности Штегманна во Франкфурте стала постановка его аллегорического сая «Генрих Львиное Сердце» (15 июля 1792 года), приуроченная к коронации императора Франца II. К моменту его возвращения в Гамбург в ноябре 1792 года, он уже пользовался уважением как ведущий оперный продюсер и адаптатор, что компенсировало снижение его вокальных данных, заставившего его ограничить свои выступления комическими ролями (Allgemeine Musik-Zeitung, том I [1798 — 1799], колонка 713). В 1798 году он вошел в дирекцию гамбургского театра, где оставался до 1811 года; затем он переехал в Бонн, где привлекал внимание в основном как композитор инцидентальной музыки и серии инструментальных произведений (Allgemeine Musik-Zeitung, том IV [1801 — 1802], колонка 261), включая клавишные и концерты для нескольких инструментов.
Его прежние тесные связи с операми Глюка и Моцарта, а также его поздние клавишные аранжировки (изданные его другом Симроком) симфоний Гайдна, струнных квинтетов Моцарта и трио Бетховена позволили ему создавать инструментальную музыку, отличающуюся контрапунктной и текстурной изобретательностью, в сочетании с воображаемой, хотя порой перегруженной, инструментовкой. Как композитор для театра, Штегманн привлекал внимание своим гармоническим и тональным построением и использованием предшествующих форм лейтмотива, проявляя ранний интерес к драматической и психологической непрерывности.
Он скончался в Бонне.
Его дочь Маргарета Амалия фон Нейманн пела в Королевской придворной опере в Мюнхене, став придворной певицей короля Баварии Макса-Йозефа в 1812 году, а затем директором придворного театра в Мюнхене до своей смерти в 1839 году.
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.