Штёльцель Готфрид Генрих


Готфрид Генрих Штёльцель (13 января 1690 года, Грюнштедтель — 27 ноября 1749 года, Гота) был плодовитым немецким композитором.
Штёльцель вырос в Шварценберге, Саксония, в Эльзасе. С 1707 года он учился теологии в Лейпциге и был учеником Мельхиора Хофмана, музыкального директора Нейкирхе. Он изучал, работал и композировал в Бреславле и Галле. Затем в 1713 году он провел восемнадцать месяцев в Италии, где познакомился с Антонио Вивальди в Венеции, что помогло ему быть в курсе последних музыкальных тенденций. После трех лет работы в Праге он недолго занимал должность капельмейстера в Баварии и Гере. В 1719 году он женился, а на следующий год принял должность в Готе, где работал до своей смерти на герцогов Фридриха II и Фридриха III Саксен-Гота-Альтенбурга, сочиняя одну кантату каждую неделю.
С 1730 года капельмейстер при дворе в Готе также писал для Зондерсгаузена. Штёльцель составил множество праздничных произведений и арий для придворных представлений; архив в замке Зондерсгаузен хранит многие его манускрипты, найденные в коробке за органом в 1870 году. Половина произведений Стельцеля, никогда не напечатанных, утеряна. Его непосредственный преемник при дворе в Готе, Георг Бенда, нес основную ответственность за утрату многих произведений Стельцеля. В 1778 году Бенда писал: '... только лучшие произведения моего предшественника, которые могут быть использованы даже сегодня для церковной музыки, были сохранены, потому что давно я отделил их от бесполезного хлама и хранил у себя в доме.' Это предполагает, что случайная музыка (кантаты на дни рождения, серенады) и большинство инструментальных произведений Стельцеля были утеряны во время жизни Бенды. Эти 'хламовые' произведения, вероятно, были отправлены на чердак замка, где дыры в крыше подвергали манускрипты дождю и плесени, а грызуны также съели бумажные манускрипты. Христиан Ахренс предложил еще одну причину, почему многие произведения Стельцеля исчезли. По словам Ахренса, музыканты при дворе, похоже, брали инструменты и музыкальные манускрипты и продавали их в объявлениях в местных газетах Готы. Штёльцель, по всей видимости, делал это сам перед своей смертью (возможно, чтобы покрыть медицинские расходы, так как он стал более болен ближе к концу своей жизни), и с предвзятым взглядом Бенды на инструментальные произведения предполагается, что музыканты считали это tacit разрешением продавать музыку. Убытки были колоссальными: считается, что Штёльцель сочинил более 18 оркестровых сюит (ни одна не сохранилась), а также 90 серенад (вокальных произведений, исполняемых как 'столовая музыка'). На самом деле, из того, что, должно быть, было тысячами произведений в Готе, лишь двенадцать манускриптов сохранились до наших дней.
При жизни он пользовался выдающейся репутацией: Лоренц Кристоф Мизлер оценивал его наравне с Иоганном Себастьяном Бахом. Иоганн Маттесон относил его к 'уравновешенным, знающим и великим музыкальным мастерам' своего века. Штёльцель был выдающимся немецким стилистом, который сам писал множество поэтических текстов для своих вокальных произведений. Студенты, начинающие играть на пианино, могут помнить некоторые его произведения, включенные в Тетрадь для Анны Магдалены Бах. Его самые важные произведения: четыре концерта гроссо, множество симфоний и концерт для обоя д'аморе. Его пять опер: 'Диомед', 'Нарцисс', 'Валерия', 'Артимизия' и 'ОРИОН' не сохранились. Музыковеды и дирижеры, такие как Людгер Реми, успешно возродили его музыку. Оратории, такие как версия 'Страсти Брокеса' (1725) и две рождественские оратории, состоящие из кантат, были записаны, также была выполнена 'Немецкая мессa' (Lutheran Mass) 'Кирие' и 'Глория' на немецком языке, адаптированная для четырехчастного хора с инструментальным сопровождением. Штёльцель сочинил 1358 кантат (двенадцать полных годовых циклов священных кантат), из которых 1215 сохранились; но из этих произведений только половина (605) имеют музыкальные материалы (т.е. партитуры и/или партии).
Кроме того, Штёльцель писал кантаты на светские тексты. Недавняя CD-запись включала несколько кантат для Пентекоста. Его трактат 'Искусство Рецитатива', написанный примерно в 1739 году, оставался неопубликованным до 1962 года. Ему наследовал Георг Бенда в качестве кантера в Готе.
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.