Тимиш Дан


Дан Тимиш (15 июля 1954 — 3 февраля 2009) был выдающимся представителем румынской музыки, информационных технологий и композитором, который завоевал международное признание благодаря своему высококомплексному творчеству, сочетающему благородные элементы традиции (включая великолепную румынскую музыкальную струю) с инновациями, направленными на изменение композиторского мышления, что стало возможным благодаря быстро развивающимся технологиям цифрового искусства.
Он родился 15 июля 1954 года в Бухаресте, единственный сын мастера Василе Тимиша. Дан начал изучать пиано в музыкальной школе под руководством выдающегося профессора Марты Паладь, затем продолжил обучение в Высшей школе музыки № 1 (ныне Высшая школа «Дину Липатти») и в Консерватории «Чиприан Порумбеску» (ныне Национальный университет музыки), где окончил факультет композиции под руководством таких известных представителей румынской школы, как Анатолий Вьеру, Стефан Никулеску, Аурел Строе, Ливиу Комеш, Дину Петреску, Дину Чокан и Йоана Мини.
Дан выделялся не только своим extraordinary талантом к композиции, но и энтузиазмом в направлении открытия новых звуковых решений с помощью компьютера. Он продолжил успешное обучение в рамках экспериментальной программы в Румынии, начатой Аурелем Строе и Григоре Мойсилом. Таким образом, параллельно с учебой в Консерватории, он посещал факультет автоматизации и вычислительной техники в Политехническом институте Бухареста.
Опираясь на свой многопрофильный опыт, творчество этого периода получило множество наград от Союза композиторов и музыковедов Румынии и Консерватории «Чиприан Порумбеску». Среди его знаковых работ выделяются «Кантата» на тексты Дмитрия Степановича Кантемира, струнный квартет (шедевр жанра!), великолепная соната для кларнета и фортепиано, трио для кларнета, виолончели и фортепиано, чудесные песни на стихи Тудора Аргези, а также музыка для фильмов, созданная для молодых режиссёров его поколения, таких как Хория Константин и Дину Лазар.
Он был грозным пианистом, последовательно способствующим созданию Румынского общества «Музыка» (возглавляемого выдающимся музыковедом Раду Станом), как солист и член трио «NTN», в составе с виртуозом кларнета Ионом Неделчией и автором этих строк (на виолончели) — все трое связывали друг друга самыми глубокими чувствами дружбы.
После окончания консерватории с отличием в 1978 году, он участвовал в нескольких летних курсах в Дармштадте под руководством Мортонa Фелдмана, Тона де Лиува, Маурисио Kagel и Брайана Фернихоу, а также на курсах по дирижированию в Веймаре, организованных Игорем Маркевичем. В 1982 году он переехал в Париж, где окончил факультет наук и работал профессором в престижном IRCAM, где совместно с Робом Гроссом разработал новые системы аудиофайлов и применил «Berkeley UNIX».
В 1987 году его пригласили преподавать музыкальную информатику в Университете Санта-Барбары (США), где он быстро стал основателем Центра экспериментальной музыки.
Основополагающие достижения в области музыкальной науки были широко признаны, что привело к парадигматическим изменениям. В этой связи стоит отметить его революционные исследования, озаглавленные «Метод и система редактирования цифровой аудио информации с музыкальными параметрами» (функция Audio-to-MIDI/MIDI-to-Audio, патент США 5792971) и «Использование временных меток для упрощения синхронизации потоков данных» (патент США 20090006488). Они были немедленно применены крупными компаниями, в которых специалист Дан Тимиш провел глубокие исследования: Opcode Systems (где он работал старшим программистом в «Vision Studio», получившем несколько наград), Euphonix, Zoom, Antares, Kind of Loud, TuneTo.com, Arboretum Systems (в качестве директора по исследованиям и разработке), Muse Research (в качестве главного консультанта при создании «New Receiver Pro 2» и «Hi Pro») и Apple (где он помогал разработать iPod и iTunes).
Таким образом, можно сказать, что Дан Тимиш стал видной фигурой в области музыкальной науки, ключевые достижения привели к созданию новых координат музыки XXI века. Он работал с полной самоотдачей, погружаясь в исследования аранжировок, композиций и самой музыки, что требовало множества часов интенсивной работы. К сожалению, его жизнь оборвалась совершенно неожиданно, в фатальные 3 дня февраля 2009 года...
Он был очень любим своими коллегами и американскими музыкантами и программистами, которые посвятили ему волнный трибьют в интернете «Tribute to Dan Timis»:
http://www.museresearch.com/blog/2009/02/tribute-to-dan-timis/
Его уход стал невосполнимой утратой для американских и румынских музыкантов.
Для меня это потеря значила очень много, как для любящего брата...
Шербан Никифор, композитор
Бухарест, 13 февраля 2009 года
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.