Джезуальдо да Веноза Карло

Джезуальдо да В.
годы жизни
1566 – 1613
страна
Италия
сфера
композитор эпохи позднего ренессанса
Полезно? Поделись ссылкой!

Карло Джезуальдо да Веноза, известный как Джезуальдо ди Веноза (8 марта 1566 года — 8 сентября 1613 года), принц Венозы и граф Конзы, был итальянским композитором, лютнистом и дворянином позднего Ренессанса. Он прославился своими ярко выраженными мадригалами, которые использовали хроматический язык, не слышанный опять до 19 века; и также тем, что совершил одно из самых известных убийств в музыкальной истории.

Существуют существенные доказательства того, что Джезуальдо до конца жизни страдал от вины, и он, возможно, выразил это в своей музыке. Одной из самых очевидных черт его музыки является экстравагантная текстовая настройка слов, представляющих крайности эмоций: слова «любовь», «боль», «смерть», «экстаз», «агония» и другие подобные часто встречаются в текстах его мадригалов, большинство которых он, вероятно, написал сам. Хотя такая техника «изображения слов» была распространена среди мадригалистов конца 16 века, она достигла крайнего развития в музыке Джезуальдо.

Хотя он известен своими преступлениями, Джезуальдо также славится своей музыкой, которая является одной из самых экспериментальных и выразительных в Ренессансе и безусловно самой хроматичной; прогрессии, подобные тем, что были написаны Джезуальдо, не появлялись в музыке до 19 века, и тогда уже в контексте тональности, который не позволяет непосредственно сравнивать их.

Опубликованная музыка Джезуальдо делится на три категории: сакральная вокальная музыка, светская вокальная музыка и инструментальная музыка. Его самые известные композиции — это шесть опубликованных книг мадригалов (с 1594 по 1611 годы), а также «Тенебре Респонзория», которые очень похожи на мадригалы, за исключением того, что используют тексты из Страстей — форму (Тенебре), использованную многими другими композиторами. Кроме опубликованных произведений, он оставил большое количество музыки в рукописях; это содержит некоторые из его самых богатых экспериментов в хроматизме, а также композиции в таких современных авангардных формах, как монодия. Некоторые из них были созданы в годы, проведенные им в Ферраре, а некоторые были написаны специально для виртуозных певиц, трех женщин из консорта ди донне.

Первые книги мадригалов, которые Джезуальдо опубликовал, близки по стилю к работам других современников. Эксперименты с гармоническими прогрессиями, перекрестными связями и резкими ритмическими контрастами увеличиваются в более поздних книгах, причем Пятая и Шестая книги содержат самые известные и экстремальные примеры (например, мадригалы «Moro, lasso, al mio duolo» и «Beltà, poi che t'assenti», оба из которых находятся в Шестой книге, опубликованной в 1611 году). Есть доказательства того, что Джезуальдо имел эти сочинения в виде партитур, чтобы лучше продемонстрировать свои контрапунктические находки другим музыкантам, и также что он намеревался, чтобы его произведения исполнялись равными голосами, в отличие от концерного стиля мадригалов, популярного в то время, который включал дублирование и замену голосов инструментами.

Характерной чертой стиля Джезуальдо является секционный формат, в котором относительно медленные хроматические пассажи дикой, иногда шокирующей хроматичности чередуются с быстрыми диатоническими пассажами. Текст тесно связан с музыкой, причем отдельные слова получают максимальное внимание. Некоторые из хроматических пассажей включают все двенадцать нот хроматической гаммы в одной фразе, хотя они распределены между разными голосами. Джезуальдо особенно любил хроматические третьи связи, например, сопоставляя аккорды ля мажор и фа мажор, или даже до-диез мажор и ля минор (как он делает в начале «Moro, lasso»).

Его самой известной сакральной композицией является набор «Тенебре Респонзория», опубликованный в 1611 году, который стилистически можно отнести к мадригали спиритуали — мадригалам на священные темы. Как и в поздних книгах мадригалов, он использует особенно резкие диссонансы и шокирующие хроматические сочетания, особенно в тех частях, которые подчеркивают текстовые отрывки о страданиях Христа или о вине святого Петра за то, что он предал Иисуса.

Джезуальдо имел небольшое влияние в свое время, хотя несколько композиторов, таких как Сигизмундо д'Индия и Антонио Чифра, написали несколько произведений в подражание его мадригалам; он был заново открыт только в 20 веке. Жизнь Джезуальдо послужила вдохновением для множества художественных произведений и музыкальных драм, включая роман Анри Бальзака, рассказ Хулио Кортасара и оперу Франца Хуммеля. Кроме того, композиторы 20 века ответили на его музыку своими данями; Альфред Шнитке написал оперу в 1995 году, основанную на его жизни, Игорь Стравинский аранжировал мадригал Джезуальдо «Beltà, poi che t'assenti» как часть своего «Monumentum pro Gesualdo» (1960), а современный композитор Сальваторе Шаррино также аранжировал несколько его мадригалов для инструментального ансамбля. В 1997 году австралийский композитор Брет Дин отдал дань уважения Джезуальдо в своей работе «Дон» — интенсивном и затрагивающем произведении для струнного оркестра, записи и семплера.

Хотя влияние Джезуальдо было исключительно ограничено при его жизни, его творчество было заново открыто и оценено как предшественник более поздних, igualmente выразительных и технически сложных музыкальных стилей.

Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.

1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом

2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты



Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.