Валентини Джованни

Валентини Д.
годы жизни
1582 – 1649
страна
Италия
сфера
композитор эпохи барокко
Полезно? Поделись ссылкой!

Джованни Валентини (около 1582 — 29/30 апреля 1649) был итальянским композитором, поэтом и виртуозом-органистом эпохи барокко. Затенённый своими современниками, такими как Клаудио Монтеверди и Хайнрих Шютц, Валентини практически забыт сегодня, хотя он занимал одну из самых престижных музыкальных должностей своего времени. Его запомнили благодаря инновационному использованию асимметричных размеров и тому, что он был первым учителем Иоганна Каспара Керлля.

О жизни Валентини известно немного. Он родился около 1582/83 года, вероятно, в Венеции, и, вероятно, изучал музыку под руководством Джованни Габриели. Примерно в 1604/5 году Валентини был назначен органистом польской придворной капеллы при Сигизмунде III Васе; его первые опубликованные работы датируются 1609 и 1611 годами, когда он всё еще находился в Польше. В 1614 году Валентини был приглашён Фердинандом II (который тогда был эрцгерцогом Штирии) и переехал в Грац. Музыкальная капелла двора Граца активно использовала энгармонические инструменты, что сыграло значительную роль в развитии стиля Валентини; современный источник 1617 года восхваляет его как виртуоза игры на универсальном клавицимбале, у которого клавиатура состояла из 77 клавиш и охватывала четыре октавы.

В 1619 году Фердинанд был избран Священным Римским императором и переехал в Вену вместе с двором и музыкантами грацкой капеллы. Валентини несколько лет служил императорским придворным органистом в Вене, а затем в 1626 году стал капельмейстером, сменив Джованни Приули. В 1627/8 году он принял должность хорового дирижёра в Михаэлекирхе в Вене. Валентини, по-видимому, имел выдающуюся репутацию и пользовался расположением как Фердинанда II, так и Фердинанда III (которого он обучал музыке), о чем свидетельствуют несколько крупных денежных подарков от первого и финансовая поддержка вдовы Валентини со стороны последнего. В этом отношении Валентини подобен Иоганну Якову Фробергеру, который также был близким другом Фердинанда III. Кроме того, он, похоже, успешно исполнял обязанности капельмейстера, значительно увеличив зарплату музыкантам придворной капеллы.

По неизвестным причинам Валентини фактически прекратил публикацию своей музыки после 1626 года (все его поэтические произведения, однако, были опубликованы после этого года). Он принимал участие в создании первых венских опер и, как известно, обучал молодого Иоганна Каспара Керлля музыке, вероятно, в 1640-х годах. Валентини занимал должность в Михаэлекирхе по меньшей мере до 1631 года, но оставался капельмейстером двора до своей смерти в 1649 году. Его преемником стал Антонио Берта-ли. В завещании он завещал свои произведения Фердинанду III.

Произведения Валентини, в большинстве своём, включают различные виды вокальной музыки: мадригалы, мессы, мотеты и священные концерты. Поскольку он, по всей видимости, не интересовался написанием ораторий или опер, Валентини иногда рассматривается как консервативный композитор, особенно по сравнению с Монтеверди. Тем не менее, это несколько ошибочно, поскольку множество его произведений демонстрируют значительные инновации и детальные эксперименты. Коллекция 1621 года «Musiche a doi voci» является, вероятно, самым известным примером: она не только содержит некоторые из первых примеров драматического диалога, но и включает целые фрагменты в размере 5/4 (Con guardo altero) и последовательные такты 9/8 и 7/8 (Vanne, o cara amorosa).

Среди крупных священных произведений «Messa, Magnificat et Jubilate Deo» 1621 года содержит три работы, написанные для семи хоров (что является большее количество частей, чем в любой музыке, опубликованной до этого) и является ранним примером печатных партий для трубы. Остальные мессы Валентини представляют собой черты, общие для работ других композиторов в этом жанре; они включают в себя консервативные концертные настройки и полихоральные пародийные месс. Мелкие работы, такие как мотеты и обработки псалмов, более интересны с музыкальной точки зрения. Большинство из них написано в современном концертном стиле, с виртуозными инструментальными партиями и, в некоторых произведениях, обширным использованием хроматизма. Мотет «In te Domine speravi» особенно примечателен тем, что является одним из последних произведений с партией, написанной специально для виолы бастарды, типа тенорной виолы.

Второй том мадригалов (1616) наряду с «Musiche a doi voci» 1621 года является одним из самых важных светских произведений Валентини, так как это первая опубликованная коллекция мадригалов, в которой сочетаются голоса и инструменты. Инструментальная аранжировка играет различные роли в разных произведениях, от простых украшений до полной интеграции в полифоническую текстуру произведения. Этот же подход также широко используется в «Musiche concertate» (1619). Написание дуэтов и диалогов, наблюдаемое в «Musiche a doi voci», напоминает дуэты из седьмого тома мадригалов Монтеверди, опубликованного в 1619 году.

К другим работам относятся клавишные канцоны в пяти или шести голосах (возможно, более рискованные по гармонии, чем четырехголосные канцоны и каприччио Фробергера, но менее сложные с точки зрения контрапункта; редкость для своего времени по количеству голосов) и инструментальные произведения (сонаты, канцоны), в которых представлены гармонические эксперименты в духе мотетов Валентини. Коллекция камерной музыки 1621 года «Musica di camera» включает произведения, построенные на остинатных паттернах, таких как пассамеццо, роменеска и Руджеро.

Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.

1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом

2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты



Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.