Вальтер Иоганн


Иоганн Вальтер (1496 — 25 марта 1570) был лютеранским композитором и поэтом периода Реформации.
Вальтер родился в городе Кала, Тюрингия, в 1496 году. Согласно документу, поданному с его завещанием, он родился с фамилией Бланкенмюллер, но был усыновлен из-за бедности гражданином Калы, который дал ему образование в Кале и Рохлице под новым именем Иоганн Вальтер. Он начал свою карьеру как композитор и бас-кантор в капелле Фридриха Мудрого в возрасте 21 года. Это положение он занимал до смерти Фридриха в 1525 году. К этому времени он стал первым дирижером капеллы и четким музыкальным представителем лютеран.
Вальтер стал редактором первого протестантского песенника «Geystliches gesangk buchleyn», опубликованного в 1524 году с предисловием Мартина Лютера, а также для немецкоязычной «Deutsche Messe», выпущенной в 1527 году.
После завершения своей деятельности в капелле Фридриха, Вальтер стал кантором городского хора в Торгау в 1525 году, где оставался до 1554 года, когда был назначен придворным композитором для Мориця, герцога Саксонии, в Дрездене.
Находясь в Дрездене, Вальтер написал ответную Страстную ораторию на немецком языке. В ранних музыкальных версиях Passion вся нарративная часть была последовательностью полифонических мoтетов, но Вальтер использовал монодический произносительный тон для Евангелиста и драматических персонажей, оставляя для народа и учеников простую фальсбордоновую (аккордную) полифонию.
Вальтер не остался в Дрездене надолго, и к 1554 году он уже принял пенсию от герцога и вернулся в Торгау, где жил до конца своих дней. Он скончался 25 марта 1570 года. В его честь назван астероид 120481 Johannwalter. Он также отмечается в Календаре святых Лютеранской Церкви — Миссурийского синода как музыкант 24 апреля.
Вальтер написал свои мoтеты и песни, часто высококачественные, в двух различных стилях. В первом он использовал полифоническую манеру, происходящую из франко-фламандской школы, в частности, под влиянием Жоскена Депре и Генриха Исаака. В теноровом голосе этих сочинений звучал кантус-фирмус, представляющий собой непрерывную последовательность длительных нот или мелодию, разбитую на короткие фрагменты, разделенные паузами. Над и под кантус-фирмусом находились контрапункты, которые иногда имитировали тенор, но чаще двигались независимо от него. В любом случае мелодический поток из четырех или более голосов избегал одновременных пауз.
Во втором стиле Вальтер отверг иммитационное или независимое ведение голосов для написания хоральных мелодий, в которых каждый фрагмент кантус-фирмуса отдыхал одновременно с остальными частями. В редких случаях он помещал заимствованную мелодию в верхний голос, тем самым открывая любимую манеру хорового оформления, которая продлится следующие два века.
Некоторые из его известных хоровых аранжировок включают:
- Allein auf Gottes Wort
- Christ ist erstanden
- Christ lag in Todesbanden
- Christum wir sollen loben schon
- Ein feste Burg
- Gelobet seist du, Jesu Christ
- Joseph, lieber Joseph mein (Resonet in laudibus)
- Komm, Gott Schöpfer
- Komm, heiliger Geist
- Laus Matrimonii ex Horatio (Felices ter)
- Nun bitten wir den heiligen Geist
- Vater unser
- Verbum caro factum est
- Wir glauben all' an einen Gott
- Wo Gott, der Herr, nicht bei uns hält
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.