Хумпердинк Энгельберт


Энгельберт Хумпердинк (1 сентября 1854 — 27 сентября 1921) был немецким композитором, наиболее известным своей оперой «Гензель и Гретель» (около 1891 года). Хумпердинк родился в Зигбурге, расположенном в Рейнской провинции.
Получив уроки игры на пиано, он написал свою первую композицию в возрасте семи лет. Первые попытки создания сценических произведений он предпринял в 13 лет, написав два зингшпиля. Его родители не одобряли его желание стать музыкантом и настаивали на изучении архитектуры, однако Хумпердинк поступил в Кёльнскую консерваторию в 1872 году, учась у Фердинанда Хиллера. В 1876 году он выиграл стипендию, что позволило ему переехать в Мюнхен, где он учился у Франца Паула Лахнера, а затем у Йозефа Рейнбергера. В 1879 году Хумпердинк стал первым обладателем премии Мендельсона, присуждаемой Фондом Мендельсона в Берлине. Он также посетил Италию, где познакомился с Рихардом Вагнером в Неаполе. Вагнер пригласил его в Байройт, и в 1880 — 1881 годах Хумпердинк помогал в постановке оперы «Парсифаль». Однако, выиграв еще одну награду, он вновь уехал на юг Европы, путешествуя по Италии, Франции и Испании, провел два года в Барселоне, где преподавал в консерватории Гран Театр дель Лицеу.
В 1887 году он вернулся в Кёльн и был назначен профессором в Высшую консерваторию (Франкфурт-на-Майне) в 1890 году, а также преподавал гармонию в Вокальной школе Юлиуса Штокхаузена. За это время он написал несколько произведений для хора и «Гумореску» для оркестра, которая пользовалась популярностью в Германии. Его опера «Гензель и Гретель» была написана во Франкфурте примерно в 1891 году.
Позже Хумпердинк был упомянут как источник вдохновения для персонажа принца Хумпердинка в романе Уильяма Голдмана «Принцесса-невеста» (1973), хотя некоторые исследователи утверждают, что вымышленный принц был основан на певце с тем же именем, современнике Голдмана.
Его главная слава основывается на опере «Гензель и Гретель», которая была поставлена в Веймаре в 1893 году. В 1896 году кайзер назначил Хумпердинка профессором, и он переехал в Боппард. Однако через четыре года он уехал в Берлин, где был назначен руководителем мастерской композиции. Среди его других театральных произведений — «Семь козлят» (1895), «Королевские дети» (1897, 1910), «Спящая красавица» (1902), «Нежеланный брак» (1905), «Рождественская мечта» (1906), «Торговка» (1914), «Гаудеамус: сцены из студенческой жизни в Германии» (1919).
Хумпердинк был сильно повлиян Рихардом Вагнером и работал как его ассистент. В своем мелодраме «Королевские дети» (1897) Хумпердинк стал первым композитором, использовавшим спретгесанг — вокальную технику, находящуюся между пением и разговором, впоследствии использованную Арнольдом Шенбергом.
В 1914 году Хумпердинк явно подавал заявку на пост директора Консерватории музыки Нового Южного Уэльса в Сиднее, но с началом Первой мировой войны это стало невозможно для немца, и должность досталась бельгийцу Анри Вербругену.
Он получил Франкфуртскую премию имени Моцарта в 1876 году, что позволило ему поехать в Мюнхен. Там Хумпердинк продолжал учебу, развивая свои таланты в музыке, встречая многих известных композиторов, таких как Франц Лахнер, Джованни Сгамбати и Рихард Вагнер. Он стал одним из самых важных учеников и ассистентов Вагнера, а позднее стал музыкальным педагогом его сына, Зигфрида Вагнера. В дальнейшем Хумпердинк занял ряд выдающихся учебных должностей и долго и плодотворно сотрудничал в театре с великим драматургом и режиссером Максом Райнхартом, предоставляя музыкальное оформление для ряда шекспировских постановок в Берлине. В то время как он находился в Берлине, Хумпердинк начал работать над «Гензель и Гретель» после того, как его сестра попросила его написать музыку для пьесы для ее детей в 1890 году. Он сначала начал сочинять «Гензель и Гретель» как зингшпиль, состоящий из пьесы с 16 песнями и фортепиано. Спустя несколько месяцев он подарил своей невесте Хедвиг Таксер «Гензель и Гретель» в качестве подарка на помолвку.
Быстро осознав потенциал произведения, Хумпердинк решил создать полную оперу, и в январе 1891 года он начал работу над полным оркестровым сопровождением. Почти три года спустя Рихард Штраус, назвавший ее «шедевром высочайшего качества — всё оригинальное, новое и столь аутентично немецкое», провел её премьеру. С уникальным синтезом вагнеровских техник и традиционных немецких народных песен «Гензель и Гретель» сразу же имела неодолимый успех. Этот успех был таким значительным, что в 1923 году она стала первой полной оперой, когда-либо транслированной по радио (из Ковент-Гарден, Лондон), а через восемь лет была первой, которую передали в прямом эфире из Метрополитен-опера. Накануне своей смерти в 1921 году Хумпердинк столкнулся с проблемами слуха и оставался частично глухим до конца своей жизни.
5 января 1912 года Хумпердинк перенёс тяжелый инсульт. Хотя он постепенно смог восстановиться, его левая рука осталась парализованной. Летом 1915 года он начал работать над тем, что стало его последним произведением для сцены, «Гаудеамус», и с помощью своего сына Вольфрама оно было завершено в 1918 году. 26 сентября 1921 года Хумпердинк присутствовал на премьере первой постановки Вольфрама в качестве режиссера оперы Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок» в Нойстрелице. Во время спектакля он перенёс сердечный приступ. На следующий день он умер от повторного сердечного приступа. В его память «Гензель и Гретель» была исполнена несколько недель спустя Берлинской государственной оперой. Эта опера по-прежнему пользуется популярностью во всем мире.
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.