Юпанки Атауальпа


Атауальпа Юпанки (31 января 1908 — 23 мая 1992) был аргентинским певцом, композитором, гитаристом и писателем. Он считается самым важным аргентинским фольклорным музыкантом XX века.
Юпанки родился как Хектор Роберто Чаверо Аранбуру в Пергамино (провинция Буэнос-Айрес), в аргентинских пампасах, приблизительно в 200 километрах от Буэнос-Айреса. Его отец был аргентинцем, происходящим от коренного населения, а мать родилась в Стране Басков. Семья переехала в Тукуман, когда ему было десять лет. В честь двух легендарных инков, он принял сценическое имя Атауальпа Юпанки, которое стало известным во всем мире.
В молодые годы Юпанки много путешествовал по северо-западу Аргентины и Альтиплано, изучая коренную культуру. Он также радикализировался и вступил в Коммунистическую партию Аргентины. В 1931 году он принял участие в неудавшемся восстании братьев Кеннеди против де-факто правительства Хосе Феликса Урибури в поддержку свергнутого президента Хиполито Иригойена. После поражения восстания ему пришлось искать убежище в Уругвае. Он вернулся в Аргентину в 1934 году.
В 1935 году Юпанки впервые посетил Буэнос-Айрес; его композиции становились все более популярными, и его пригласили выступить на радио. Вскоре он познакомился с пианисткой Антонетой Паула Пепин Фицпэтрик, прозванной «Ненетт», которая стала его спутницей жизни и музыкальным соавтором под псевдонимом «Пабло Дель Серро».
Из-за своей принадлежности к Коммунистической партии (которая продлилась до 1952 года) его работа подвергалась цензуре во время президентства Хуана Перона; он несколько раз подвергался аресту и заключению. В 1949 году он уехал в Европу. Эдит Пиаф пригласила его выступить в Париже 7 июля 1950 года. Он сразу подписал контракт с компанией «Chant Du Monde», которая выпустила его первый альбом в Европе «Minero Soy» (Я шахтер). Этот диск получил первую премию за лучший иностранный диск на конкурсе фолклора, организованном Академией Шарля Кро, где участвовало триста пятьдесят участников со всех континентов. Юпанки затем много выступал по всей Европе.
В 1952 году Юпанки вернулся в Буэнос-Айрес. Он разорвал связи с Коммунистической партией, что упростило ему возможность выступать на радио. Вместе с Ненетт они построили дом на кургане Серро Colorado в провинции Кордова.
Признание этнографической работы Юпанки стало широко распространенным в 1960-х годах, и исполнители новой канционы, такие как Мерседес Соса и Хорхе Кафруне, записали его композиции, что сделало его популярным среди молодежи, которая называла его Дон Ата.
Юпанки чередовал поездки между домами в Буэнос-Айресе и Серро Colorado в провинции Кордова. В 1963 — 1964 годах он гастролировал в Колумбии, Японии, Марокко, Египте, Израиле и Италии. В 1967 году он выступал в Испании и поселился в Париже. Он регулярно возвращался в Аргентину и появился в телепередаче «Аргентинесима II» в 1973 году, но эти визиты стали менее частыми, когда военная диктатура Хорхе Виделы пришла к власти в 1976 году. В феврале 1968 года Юпанки был награждён рыцарем Ордена искусств и литературы Франции Министерством культуры этой страны за 18 лет работы, обогащающей литературу французской нации. Некоторые из его песен включены в программы институтов и школ, где преподавуется кастильская литература.
В 1989 году важный культурный центр Франции, Университет Нантерра, попросил Юпанки написать текст кантаты в честь Бикентенариума Французской революции. Произведение под названием «Священное Слово» (Parole sacrée) было представлено высоким французским властям. Это сочинение не было просто воспоминанием исторических фактов, а являлось данью уважения всем угнетённым народам, которые обрели свободу. Юпанки скончался в Ниме, Франция, в 1992 году в возрасте 84 лет; его останки были кремированы и развеяны на его любимом холме Колорадо 8 июня 1992 года.
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.