Партесное пение (лат. partio — голоса) — вид многоголосного хорового пения украинской и русской церковной музыки. Партесное пение было перенесено в Россию с Украины в середине XVII в. и получило повсеместное распространение, заменив одноголосный знаменный распев. После введения партесного пения крюковая система записи была заменена современной нотацией, а вместо гласов закрепилась мажоро-минорная система. На основе партесного пения развился духовный концерт. Развитое партесное пение характеризуется торжественностью, монументальностью, развитым многоголосием, достигавшимся разделением хора на 4, 8, 12 и более голосов, сочетанием гармонической фактуры звучания с широким развитием мелодико-полифонического начала. Теоретические основы партесного пения изложены украинским композитором XVII в. Николаем Дилецким в «Мусикийской грамматике». Известны имена многих украинских и русских композиторов — авторов партесных сочинений: Н. Дилецкого, С. Пекалицкого, Б. Титова, Н. Бавыкина, Н. Калашникова, С. Беляева, Ф. Редрикова и др.