Веризм (ит. vero — Истинный) — направление в Итальянской литературе и искусстве, возникшее в конце XIX в. Наиболее яркие представители веризма в музыке: П. Масканьи («Сельская честь»), Р. Леонкавалло («Паяцы», «Заза»), Д. Пуччини («Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан», «Манон Леско») стремились показать жизнь «такой, какой она есть». Для веристских опер характерны подчеркнутая эмоциональность, особое внимание к личным переживаниям героев, острые драматические ситуации, страстная мелодика. Герои опер — простые люди — крестьяне, актеры, студенты, бедные горожане, их жизнь. Родственные веризму течения наблюдались в музыке Франции (оперы А. Брюно на сюжеты Э. Золя), Германии («Долина» Э. д'Альбера) и других странах.