Бетховен Л. Клементи М., Штейбельт Д. Избранные этюды и упражнения для фортепиано

Бетховен Л. Клементи М., Штейбельт Д. Избранные этюды и упражнения для фортепиано
Автор:
Терентьева Н.
Изда­тель­ство:
Музыка
Год изда­ния:
1985
Стра­ниц:
48
Уро­вень:
Этюды для разных классов
Инстру­мент:
Фортепиано
Полезно? Поделись ссылкой!

В настоящем издании представлены упражнения и этюды грех композиторов-современников: Людвига ван Бетховена (1770—1827), Муцио Клементи (1754—1832) и Даниэля Штейбельта (1765—1823). За исключением ряда упражнений Бетховена, материал сборника публикуется впервые в СССР.

Нужно отметить, что применяемая в настоящем издании жанровая номенклатура более или менее условна. Собственно, в него вошли не только упражнения, но и виртуозные наброски Бетховена (и рукописном наследии композитора не всегда можно четко их дифференцировать). Что же касается этюдов Клементи и Штейбельта, то в оригинале они именуются экзерсисами. Однако с современной точки зрения их правомерно считать именно этюдами: это целостные произведения, предназначенные для совершенствования исполнительского мастерства, — в отличие от собственно экзерсисов (в современном понимании — упражнений), не преследующих разносторонних задач развития пианистической техники и, как правило, представляющих собой «схематический» материал, серию различных игровых формул.

Практическая и познавательная ценность включенных в сборник сочинений раскроется особенно ярко, если задуматься об истории их создания, а также о той роли, какую они сыграли в развитии фортепианно-педагогической мысли XIX столетия.

В упражнениях Бетховена (созданных в конце XVIII — начале XIX века), этюдах (экзерсисах) Клементи и Штейбельта (соответственно, 1793 и 1805 гг.) нашли яркое воплощение самобытные и прогрессивные педагогические установки их авторов . Можно говорить об определенной близости педагогических взглядов этих мастеров, выразившейся, в частности, в стремлении рассматривать процесс упражнения пианиста как целостный художественно-осмысленный процесс, направленный на максимальную активизацию слуха и звуковых представлений.

Представленные сочинения, насколько это позволяет объем сборника, раскрывают ряд существенных особенностей пианистической фактуры рубежа XVIII—XIX веков и наряду с этим предвосхищают виды фортепианного изложения в произведениях последующих десятилетий. Но они обладают не только исторической ценностью как интересный материал для изучения способов использования инструмента в период интенсивного формирования фортепианного искусства. Временная отдаленность публикуемых произведений не умаляет их практической ценности: и в настоящее время это эффективнейший материал для развития мышления пианиста, его исполнительского мастерства.

Содержание:

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении