Донаньи Э. Важнейшие упражнения для обретения уверенной фортепианной техники

Донаньи Э. Важнейшие упражнения для обретения уверенной фортепианной техники
Автор:
Донаньи Э.
Изда­тель­ство:
не известно
Год изда­ния:
2014
Стра­ниц:
47
Уро­вень:
Этюды для разных классов
Инстру­мент:
Фортепиано
Полезно? Поделись ссылкой!

Обучение в музыкальных школах страдает, главным образом, от переизбытка тренировочного материала, осваиваемого учениками для развития техники. При этом результаты, достигаемые от многочасовой ежедневной игры этих произведений, не соответствуют затраченному времени. Кроме того, от такого подхода страдает музыкальность учеников. Ошибки здесь состоят в том, что, с одной стороны, педагоги не учат упражняться правильно; с другой стороны, дается много довольно бесполезного материала, и слишком мало времени остается на освоение репертуарных произведений. Несколько же произведений, предназначенных для публичного исполнения, наоборот, обычно отрабатываются до чрезмерности, поскольку служат скорее поддержанию репутации педагога, чем прогрессу ученика.

Поэтому, прежде всего, количество тренировочного материала должно быть ограничено, и он должен быть заменен такими упражнениями, которые бы за более короткий срок обеспечили бы те же результаты. Упражнения для пальцев при этом более предпочтительны, чем произведения, поскольку не требуют времени для запоминания, и могут легко играться по памяти, так что все внимание ученика будет сосредоточено на правильности исполнения, а не на правильности нот.

Подготовительные этапы обучения в этой книге не рассматриваются. После подготовительных этапов необходим и достаточен продуманный набор из произведений Иоганна Баптиста Крамера и Анри Бертини; позднее — подборка из «Gradus ad Pamassum» Муцио Клементи. Все остальное, даже Черни, избыточно, там нет ничего, чего нельзя достигнуть упражнениями для пальцев. Этюды Шопена и Листа, напротив, принадлежат к категории концертных произведений и играют важную роль на более позднем этапе обучения, так же как «Двухголосные и трехголосные инвенции» Баха в сочетании с произведениями Крамера и Бертини и «Хорошо темперированный клавир» Баха в сочетании с произведениями Клементи.

Убрав ненужные этюды, можно сохранить время для репертуарных произведений. И это время можно потратить еще лучше, если доводить до вполне завершенного состояния лишь некоторые из них. Учитель уже должен быть удовлетворен, если ученик играет произведение в правильной и ясной манере, пускай несовершенно. Такой подход принесет пользу ученику в долгосрочной перспективе, потому что чувство стиля развивается только от достаточного знакомства с большим разнообразием музыкальной литературы.

Познакомиться с большим разнообразием музыкальной литературы можно только читая с листа. Я не могу выразить словами, как важно учиться чтению с листа и начинать читать с листа как можно раньше. При этом нужно играть произведение с листа не один раз, а несколько, чтобы хорошо с ним ознакомиться. На это могут возразить, что частое чтение с листа ведет к поверхностному, неточному исполнению, но это можно компенсировать, устанавливая более высокие планки качества для тщательно подготавливаемых произведений и упражнений. Чтение же с листа имеет преимущества, о которых, к сожалению, многие и не догадываются: помимо музыкального кругозора и упоминавшегося чувства стаж, чтение с листа ведет к быстрому развитию техники, потому что в пальцах появжются ловкость и уверенность.

Чем меньше времени отводится на чисто технические упражнения, тем более важно заниматься ими с полной концентрацией внимания. Совершенно бесполезно играть упражнения в бездумной механистической манере. Даже в простейшем упражнении все внимание должно быть сосредоточено на работе пальцев и правильности звучания, каждая нота должна играться осознанно. Нужно тренировать не столько пальцы, сколько через работу пальцев тренировать мозг.

Среди упражнений дж пальцев есть несколько сборников, представляющих большой интерес. Они, однако, содержат слишком много упражнений, практическая ценность которых спорна. В этом сборнике я постарался привести все упражнения в очень сжатой форме, но с таким полным охватом навыков, какой только возможен. Помимо учащихся, которым эти упражнения помогут достигнуть уверенной техники, сборник будет полезен и дж сформировавшихся пианистов, которым он поможет совершенствовать и поддерживать уже обретенную технику. Многие упражнения здесь новые, хотя не претендуют ни на красоту, ни на оригинальность. Надеюсь, тем не менее, что они докажут свою полезность.

Содержание:

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении