Гаммы и арпеджио

Гаммы и арпеджио
Автор:
Ширинская Н.
Изда­тель­ство:
Советский композитор
Год изда­ния:
1984
Стра­ниц:
105
Уро­вень:
Упражнения для разных классов
Инстру­мент:
Фортепиано
Полезно? Поделись ссылкой!

Разнообразные виды гамм и арпеджио, необходимые для развития профессиональных пианистических навыков и приемов, распределены в издании по возрастающей степени трудности. Овладев ими, учащийся- пианист сможет вплотную приблизиться к изучению виртуозных произведений.

Начать работу над гаммами рекомендуется на втором году обучения с мажорных гамм диапазоном в две октавы (в прямом движении в октаву и в противоположном движении от одного звука). Представленные подготовительные упражнения позволяют совершенствовать исполнение legato, добиваться «выравнивания» кончиков пальцев (№ 1—3), работать над подкладыванием первого пальца (№ 4, 5). Одновременно или месяцем позже можно приступить к освоению коротких арпеджио трезвучий (№ 6 — 9), а через полгода — хроматической гаммы от звука до (сначала в октаву в прямом движении, потом в противоположном).

После закрепления навыков игры мажорных гамм и коротких арпеджио мажорных трезвучий желательно приступить (на третьем году обучения) к игре минорных гамм и коротких арпеджио минорных трезвучий. При этом весьма полезными окажутся подготовительные упражнения (№ 1—9) в соответствующих тональностях. На четвертом году обучения можно приступать к работе над длинными арпеджио трезвучий, элементы которых даны в подготовительных упражнениях (№ 10—15). Когда ученик свободно и уверенно начнет играть гаммы и арпеджио в объеме двух октав, их диапазон следует расширить до четырех октав. Очередной задачей станет исполнение гамм в прямом и противоположном (смешанном) движении, а также длинных арпеджио мажорных и минорных трезвучий.

Желательно на четвертом или пятом году обучения приступить к работе над гаммами в терцию, дециму и сексту; длинными арпеджио трезвучий с обращениями; короткими и длинными арпеджио уменьшенных септаккордов и доминантсептаккордов; затем начать освоение ломаных арпеджио трезвучий и септаккордов.

При таком последовательном изучении гамм и арпеджио (примерно на восьмом году обучения) ученик сможет перейти к более сложным техническим задачам — одиннадцати видам арпеджио (аккордам) от одного звука и гаммам двойными терциями. Подготовительные упражнения к гаммам двойными терциями (№ 16—18) рекомендуется играть восходящими диатоническими или транспонирующими секвенциями для совершенствования legato и синхронности звучания каждой пары терций. В этом отношении для исполнения гамм представляется наиболее удобным вариант аппликатуры П. Пабста.

Предлагаемая систематизация гамм и арпеджио основана на обобщении опыта работы фортепианного отдела Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Содержание:

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении