Шмитц М. 25 джазовых инвенций для фортепиано

Шмитц М. 25 джазовых инвенций для фортепиано
Автор:
Шмитц М.
Изда­тель­ство:
Классика XXI
Год изда­ния:
2004
Стра­ниц:
45
Инстру­мент:
Фортепиано
Полезно? Поделись ссылкой!

Слово «инвенция» происходит от латинского inventio, что означает: изобретение, выдумка. Некая оригинальная музыкальная идея — мотив или даже тема — варьируется в процессе сочинения или импровизации: «переплетается» с другим материалом или противопоставляется ему, а также преобразуется как бы «изнутри». Ее развитие по принципу контраста предполагает смену участков «напряжения» и «разрядки», что дает новые возможности продолжения.

Традиционно понятие «инвенция» связывается с именем Иоганна Себастьяна Баха. Его Двух- и Трехголосные инвенции (то есть свободные композиции) являются незаменимыми упражнениями как с исполнительской точки зрения — помогая в работе над полифоническим голосоведением, так и с точки зрения композиции, развивая способность к сочинению и изобретательной разработке собственного музыкального материала.

Само название «Джазовые инвенции» подразумевает некий стилистический сплав, который, хочется надеяться, будет интересен многим пианистам. Язык этих пьес во многом опирается на бахов- скую стилистику, но в то же время содержит джазовые ритмы, приемы артикуляции, характерные мелодические фигуры, а главное — джазовую импровизационное^. Это свойство как раз и придает «Джазовым инвенциям» особую прелесть и помогает перекинуть мост между стилями, разделенными двумя столетиями. Каждый из упомянутых стилей отражает особенности чрезвычайно богатой и разносторонней музыкальной практики своего времени. Так, Бах в своих инвенциях удивительно наглядно демонстрирует умение «сочиняя, импровизировать» и «импровизируя, сочинять».

Очень надеюсь, что «25 джазовых инвенций» в равной степени доставят удовольствие как исполнителям, так и слушателям — благодаря игровому характеру и разнообразию музыки. С пианистической точки зрения инвенции предоставляют благодарный и полезный материал. Их полифоническое голосоведение — намеренно простое, а музыкальные формулы хорошо «ложатся в пальцы».

Обратите внимание: все инвенции, за исключением 25-й, лучше исполнять так, как они записаны — то есть без триолей. Правда, в медленном темпе (на этапе разучивания) они неплохо звучат, даже если использовать хорошо известный вам свинговый триольный ритм:

В любом случае ваше исполнение должно быть «живым», проникнутым особой энергией, рожденной спонтанностью музыкальных идей. Все темповые обозначения можно рассматривать не как строгие предписания, а скорее как обшие ориентиры.

А теперь, как всегда, желаю приятно провести время!

Содержание:

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении