Борухзон Л., Волчек Л. Азбука муз. фантазии, тетр. 4, 5, 6

Борухзон Л., Волчек Л. Азбука муз. фантазии, тетр. 4, 5, 6
Автор:
Борухзон Л., Волчек Л.
Изда­тель­ство:
Композитор
Год изда­ния:
1998
Стра­ниц:
35
Инстру­мент:
Фортепиано
Полезно? Поделись ссылкой!

Фортепианное пособие "Азбука музыкальной фантазии" посвящено творческому развитию учащихся младшего и среднего школьного возраста разной степени одаренности.

Цель пособия — ввести ребенка в мир музыкального творчества, заинтересовать его такими формами музицирования, как сочинение музыки к стихам, создание пьес различного образного содержания в простых музыкальных формах, подбор аккомпанемента к детским песням, сочинение музыкальных сказок.

Предлагая все новые, постепенно усложняющиеся творческие задания, пособие поможет ребенку активно освоить важнейшие элементы музыкального языка, применять их в собственном творчестве.

"Азбука музыкальной фантазии", в отличие от репертуарных сборников, предполагает не разучивание и исполнение музыкального материала, а разбор и анализ средств музыкальной выразительности с целью освоения учеником элементарных приемов сочинения.

Нотные примеры скомпонованы в пособий таким образом, чтобы ученик мог рассмотреть тот или иной прием музыкального письма у разных композиторов. Расширению общеэстетического кругозора учащегося, развитию его образного мышления и творческой фантазии способствует включение в пособие стихов С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, Б. Заходера, Д. Хармса и других детских поэтов.

Обращение к доступной детям музыке — произведениям композиторов-классиков, пьесам школьного репертуара, популярным детским песням — позволит, не усложняя урока, сделать его насыщеннее и интереснее.

Работу с пособием следует вести на уроках специальности, отводя десять-пятнадцать минут для анализа предлагаемого материала и проверки домашней работы. Творческие задания лучше выполнять поэтапно, поощряя достоинства сочинения, разбирая и исправляя недостатки. Стимулирование творческих способностей ученика, нацеливание его на самостоятельные поиски способствуют развитию воображения ребенка, укрепляют веру в свои силы, улучшают контакт между учеником и педагогом, создают атмосферу заинтересованности и увлеченности.

Обращаясь к ребенку, к его фантазии, авторы надеются на должное и гибкое участие в работе с пособием педагога-воспитателя. Он поможет ученику ознакомиться с нотными примерами и проанализировать их, подскажет ребенку, куда лучше направить свои творческие поиски.

Музыкальный материал пособия представлен в основном во фрагментах. Если необходимо познакомить ученика со всей пьесой, педагог легко найдет ее в детских репертуарных сборниках. Боли у ученика возникнут трудности при записи сочинений, то и здесь помощь педагога необходима. Инициативный педагог сумеет дополнить музыкальный материал за счет изучаемого в классе репертуара, разнообразить творческие задания, используя методические идеи пособия.

Авторы осознают, что педагоги, работающие в системе детского музыкального образования, в большинстве своем не получили специальной подготовки для занятий с детьми творческим музицированием. "Азбука музыкальной фантазии", рассчитанная на несколько лет обучения и содержащая систематизированные задания по развитию творческих навыков, поможет педагогам организовать работу в этом направлении и тем самым восполнит образовавшийся пробел в традиционной системе детского музыкального воспитания.

"Азбука музыкальной фантазии" состоит из шести тетрадей.

Четвертая и пятая тетради могут изучаться параллельно, так как помещенные в них творческие задания дают возможность развивать музыкальное мышление и воображение детей в различных образных сферах.

Четвертая тетрадь — "Звучащая природа" — вводит ребенка в мир музыкальной образности, связанной с природой. Ученику предлагается своего рода "словарь" типовых приемов звукоподражания, на основе которого он сможет найти свой изобразительный или звукоподражательный вариант, создать свой "музыкальный зоопарк".

Пятая — "Как передать движение музыкой" — предполагает поиски детьми собственных вариантов остинато для передачи различных типов движения и сочинение на их основе пьес в простых двух- и трехчастных формах.

Тетрадь шестая — "Играйте в театр"—подытоживает результаты работы ученика и педагога и подсказывает возможные формы показа сочинений учащихся. Предлагаемая музыкальная игра позволяет объединить сочинения детей, созданные по заданиям пособия, в музыкальное представление. Такая форма работы может послужить основой для появления детского музыкального театра, сплотить учащихся фортепианного класса в единый творческий коллектив.

"Азбука музыкальной фантазии" не предполагает всеобъемлющего охвата возможных форм и методов творческого развития детей в классе фортепиано. Однако авторы надеются, что пособие поможет воспитать новое отношение ученика к изучаемой музыке: осмысленнее станет разбор произведений, углубится понимание их структуры и музыкального языка, улучшится слух и память ребенка, возрастет элемент самостоятельности в работе, исполнение на сцене станет раскованнее и эмоциональнее.

Такое обучение, развивающее мышление и воображение ребенка и доставляющее радость творческого музицирования, будет способствовать комплексному музыкальному воспитанию.

"Азбука музыкальной фантазии" обобщает многолетний опыт работы авторов с детьми. Детские сочинения, включенные в сборник, являются результатом творческого развития учащихся класса фортепиано Л.М. Борухзон по методике, положенной в основу пособия.

Содержание:
  1. Звучащая природа
  2. Как передать движение музыкой
  3. Играйте в театр

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении