Фортепианная игра 1-2 классы ДМШ

Фортепианная игра 1-2 классы ДМШ
Автор:
Николаев А., Натансон В., Малинников В.
Изда­тель­ство:
Музыка
Год изда­ния:
1981
Стра­ниц:
192
Инстру­мент:
Фортепиано
Полезно? Поделись ссылкой!

Настоящее издание полностью заменяет выходившую ранее «Школу игры на фортепиано». Основная задача нового издания заключается в качественном улучшении репертуара начинающего пианиста. Общеизвестно, какую огромную роль в формировании музыкальных вкусов учащихся и их отношения к музыкальному искусству вообще играет первое практическое соприкосновение с ним. Часто именно от этого этапа, самого сложного и наиболее ответственного в музыкальной педагогике, зависит дальнейшая музыкальная судьба ребенка: будет ли он профессиональным музыкантом, горячим любителем музыки или навсегда останется к ней равнодушным. Это во многом зависит от мастерства педагога и степени одаренности учащегося. Однако никакие усилия не смогут привести к желаемому результату без музыкально полноценного, эстетически высококачественного материала для практического обучения.

Маленький музыкант должен иметь дело только с музыкой высокого качества. Это формирует оценочный критерий ребенка, его музыкальный «инстинкт», который в дальнейшем сможет служить надежным компасом для ориентировки в огромном разнообразии музыкальных явлений.

Что же вкладывается в понятие «музыка высокого качества»? Это прежде всего содержательность, яркая и характерная художественная образность, выразительность мелодического языка, гармонии, ритма, формообразующих элементов. Всем этим требованиям отвечает народное творчество, произведения классиков мировой музыки, которые были и остаются фундаментом музыкального воспитания. Это — и лучшие образцы современной музыки, которая особенно созвучна юному поколению своим идейным содержанием и эмоциональным строем.

Поэтому в настоящее пособие включено большое количество произведений классиков, обработок народных мелодий и произведений современных советских и зарубежных композиторов, которые пользуются заслуженной популярностью в педагогической практике и могут служить эстетически полноценными образцами музыкально-педагогической литературы.

Вторая задача, стоящая перед составителями, заключалась в повышении требовательности к учащимся в соответствии с возросшим за последнее время общим уровнем музыкальной и технической подготовки юных пианистов. Сохранив структуру изданий «Школы» — деление музыкального материала на две части, а первой из них —на два раздела,—составители перенесли небольшую часть произведений из второго раздела в первый и из второй части — во второй раздел первой части. Сделано это (помимо уже указывавшихся причин) по следующему соображению.

Успешное овладение техникой игры на инструменте не может быть достигнуто при изолированном изучении тех или иных технических приемов: non legato, legato, пятипальцевых последовательностей, скачков, элементов полифонии и т. д. Советская музыкальная педагогика рассматривает различные виды техники в их неразрывной взаимосвязи. Поэтому нет особого смысла в том, чтобы долго держать ученика на каком-то одном виде техники, даже если освоение этого вида по тем или иным причинам идет у него медленно и с определенными трудностями. Иногда бывает так, что прохождение более сложного материала другого типа помогает освоить ученику ранее не удававшийся технический элемент и приводит к ощутимому качественному скачку его музыкального и технического уровня. Разумеется, педагогу не следует слишком часто и без особой необходимости прибегать к подобным «перескокам», т. к. основой успешного обучения любому делу является системность и систематичность.

Новое издание предназначается для учеников 1- го и 2-го классов ДМШ. Однако часть пьес, этюдов и ансамблей превышает уровень сложности 2- го класса. Включение более трудных произведений позволит поэтому использовать «Фортепианную игру» и в начале третьего года обучения, а более подвинутым и способным ученикам даст возможность уже в 1-м и во 2-м классе расширить свой репертуар и, следовательно, музыкальный и технический арсенал и общий музыкальный кругозор.

Материал настоящего издания расположен в порядке постепенного усложнения музыкально-исполнительских задач, начиная от простейших мелодий, рассчитанных на пение со словами и подбор их по слуху, и кончая сложными сочинениями. Последовательность изучения пьес и этюдов может изменяться педагогом в зависимости от конкретных условий работы с тем или иным учеником.

Первая часть, рассчитанная на занятия с учениками 1-го класса, состоит, как уже было сказано, из двух разделов.

Первый раздел посвящен начальному этапу обучения—пению и подбиранию мелодий по слуху, ознакомлению с клавиатурой и нотной грамотой, усвоению первичных приемов игры на фортепиано.

Во втором разделе помещены более сложные пьесы и этюды, служащие материалом для закрепления и развития полученных навыков.

Во второй части (рассчитанной на учеников 2-го класса) материал сгруппирован по следующим разделам: 1) пьесы, 2) произведения крупной формы, 3) этюды, 4) ансамбли. В каждом из них произведения размещены в порядке постепенного усложнения заданий.

Большинство четырехручных пьес рассчитано для исполнения ученика с педагогом. Однако некоторая часть из них может быть исполнена двумя учениками или, что представляется весьма полезным с воспитательной точки зрения, младшим учеником вместе со старшим учеником.

Методические пояснения для педагогов и необходимые сведения по музыкальной грамоте для учащихся в первом разделе первой части даются попутно с нотным текстом. Во втором разделе в тексте указаны только незнакомые ученику правила нотного письма. Методические пояснения к пьесам и этюдам второй части приведены в начале соответствующих разделов. В конце издания дается таблица гамм и арпеджио.

Составители считают целесообразным более раннее ознакомление учащихся с восьмыми и шестнадцатыми длительностями и соответствующими паузами, а также игру по нотам в обоих ключах сразу после того, как ученик освоился с клавиатурой и нотной записью, что нашло свое отражение в музыкальном материале первого раздела.

В конце пособия приложен словарь кратких сведений о некоторых, в частности, старинных музыкальных жанрах.

Разумеется, данное пособие нельзя рассматривать в качестве единственного и исчерпывающего учебно-методического материала для учеников и педагогов. Помещенные сведения и правила по музыкальной грамоте, так же как и методические сведения и примечания, не исчерпывают указаний, которые необходимы ученику в процессе практических занятий. Указания же, адресованные педагогам, лишь раскрывают основные методические установки составителей и рассчитаны на людей, обладающих необходимыми профессиональными знаниями.

Репертуар учащихся 1-го и 2-го классов также не может быть ограничен публикуемыми в данном пособии произведениями. Для более всестороннего и гармоничного развития маленьких пианистов авторы настоящего труда рекомендуют педагогам использовать популярные сборники: «Нотная тетрады Анны Магдалены Бах» и «Маленькие прелюдии и фуги» И. С. Баха, «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана, Хрестоматия педагогического репертуара, 1—2 кл. ДМШ, «Юный пианист», вып. 1, «Музыкальный альбом», вып. 1, «Современный пианист» и проч. Все эти издания существенно дополняют учебный репертуар прочно вошедшими в педагогическую практику пьесами, а последнее является обширным сборником детских пьес современных советских и зарубежных композиторов. Вообще говоря, шаблон в репертуаре — явление отрицательное. Поэтому составители настойчиво рекомендуют педагогам систематически просматривать все новые издания детского педагогического репертуара и смелее вводить в практику наиболее удачные сочинения. Особенно это касается современной музыки, объем которой в «Фортепианной игре» незначителен.

Настоящее издание полностью заменяет выходившую ранее «Школу игры на фортепиано». Основная задача нового издания заключается в качественном улучшении репертуара начинающего пианиста. Общеизвестно, какую огромную роль в формировании музыкальных вкусов учащихся и их отношения к музыкальному искусству вообще играет первое практическое соприкосновение с ним. Часто именно от этого этапа, самого сложного и наиболее ответственного в музыкальной педагогике, зависит дальнейшая музыкальная судьба ребенка: будет ли он профессиональным музыкантом, горячим любителем музыки или навсегда останется к ней равнодушным. Это во многом зависит от мастерства педагога и степени одаренности учащегося. Однако никакие усилия не смогут привести к желаемому результату без музыкально полноценного, эстетически высококачественного материала для практического обучения.

Содержание:

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении