Метнер Н. Сказки для фортепиано

Метнер Н. Сказки для фортепиано
Автор:
Метнер Н.
Изда­тель­ство:
Музыка
Год изда­ния:
1991
Стра­ниц:
49
Уро­вень:
Пьесы для старших классов (сказка в музыке)
Инстру­мент:
Фортепиано
Полезно? Поделись ссылкой!

Николай Метнер – необычное явление на горизонте русской музыки, не имеющее связи ни с ее прошлым, ни с настоящим. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, он не примыкал ни к одному из музыкальных направлений, характерных для первой половины XX века.

Будучи выдающимся пианистом, Метнер полнее и ярче всего проявил себя в области фортепианной музыки. Из шестидесяти одного опубликованного им опуса почти две трети написаны для фортепиано: четырнадцать сонат, три фортепианных концерта, пьесы. Значительная, нередко главенствующая роль принадлежит этому излюбленному им инструменту в камерно-вокальных и инструментальных сочинениях: трех сонатах, пьесах для скрипки с фортепиано, фортепианном квинтете и более ста романсах.

Среди сочинений Метнера для фортепиано соло особо выделяются сорок разнообразных по характеру, изящных и мастерски написанных миниатюр, озаглавленных автором как «Сказки».

Несмотря на то, что родственные сказке эпические инструментальные жанры баллады и легенды были известны западноевропейской музыке, собственно жанр сказки сложилась именно в русской музыке, вероятно, благодаря ее глубокой укорененности в архаических пластах фольклора.

Многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам: М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, А. Лядов, И. Стравинский, С. Танеев и другие. Н. Метнера считают крупнейшим фортепианным сказочником в русской и мировой инструментальной музыке.

Отличаясь богатством фантазии и разнообразием характера, «Сказки» Метнера неодинаковы по своим масштабам. Наряду с простыми непритязательными миниатюрами среди них есть более развернутые, сложные по форме сочинения. Большей частью они объединены в маленькие циклы от двух до шести пьес.

Жанр метнеровской сказки связан с широким кругом художественных традиций. Наиболее глубинная из них идет от русского народного искусства. Метнер стремился воплотить в сказке нечто большее, чем причудливую игру творческой фантазии.

Музыка пьес привлекает своей внутренней содержательностью, а не эффектной внешностью. В «Сказках»  с наибольшей непосредственностью выражено глубокое лирическое содержание, раскрывающее различные переживания человека. Среди пьес есть созерцательно-лирические и патетические, драматичные и эпические, скерцозные и фантастические.

В настоящее издание вошли избранные фрагменты из сказок Н. Метнера для фортепиано.

Содержание:
  1. Соч. 20 № 1
  2. Соч. 26 № 3
  3. Соч. 42 № 2 (Фригийский лад)
  4. Соч. 51 № 1
  5. Соч. 51 № 3
  6. Соч. 54, Тетр. 1, № 2 ( Сказка птичек)
  7. Соч. 54, Тетр. 2, № 2 ( Скерцо)

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении