По страницам петербургской фортепианной музыки Из собрания С.Я. Вольфензона Тетрадь 7. О странах и народах мира

По страницам петербургской фортепианной музыки Из собрания С.Я. Вольфензона Тетрадь 7. О странах и народах мира
Автор:
Корчмар Г.
Изда­тель­ство:
Союз композиторов Санкт-Петербурга
Год изда­ния:
2012
Стра­ниц:
56
Уро­вень:
Пьесы для разных классов
Инстру­мент:
Фортепиано
Полезно? Поделись ссылкой!

Уважаемые юные и взрослые музыканты!

Среди богатейшего наследия петербургской музыки второй половины двадцатого столетия выделяется особый пласт — многочисленные фортепианные миниатюры, предназначенные для детей и юношества. Эти пьесы создавались в первую очередь в инструктивных целях, но вместе с тем многие из них имеют и безусловную художественную ценность. Их авторы в своих лаконичных, ярких, индивидуально окрашенных музыкальных зарисовках отражали самые различные грани объемного, многоцветного мира детства и ранней юности, одновременно заботясь и о приобретении подрастающими пианистами всё новых и новых профессиональных навыков.

Огромная заслуга в развитии и популяризации этого жанра принадлежит Сергею Яковлевичу Вольфензону — замечательному композитору и педагогу, взрастившему целую плеяду блистательных имен, которые украсили современное отечественное музыкальное искусство. На протяжении двадцати лет (с 1969 по 1988 год) он был вдохновителем и составителем шестнадцати сборников, опубликованных Ленинградским отделением издательства «Советский композитор» под общим названием «Пьесы ленинградских композиторов для фортепиано». В этих сборниках содержалось несколько сотен пьес, большая часть которых ранее не издавалась. Уровень сложности пьес ориентировался на разные возможности юных исполнителей — от начальных до старших классов музыкальных школ. Значительное число изданных пьес оказалось востребованным: они существенно пополнили фортепианный педагогический багаж, с удовольствием разучивались и игрались учащимися. Признательны Сергею Яковлевичу за эти издания и его бывшие ученики — впоследствии широко известные композиторы. Вот как, например, о них в свое время отозвался С. М. Слонимский: «Я очень ценю сборники его детских пьес для юных музыкантов; очень многих авторов он подвиг на написание детской музыки, а потом составил немало прекрасных сборников из их сочинений».

К сожалению, по ряду причин продолжения издания серии после 1988 года не последовало. На сегодняшний день эти сборники стали библиографической редкостью. Между тем сейчас явно ощущается потребность в расширении и обогащении педагогического репертуара. В этом аспекте представляется целесообразным и продуктивным включение в учебный обиход большого пласта детской фортепианной музыки, которая не только является свидетельством достижений композиторской мысли прошедшей эпохи, но могла бы и сегодня послужить в качестве свежего и поучительного материала. (Ведь общеизвестно, что «новое — это хорошо забытое старое».)

Эти соображения побудили меня взяться за отбор и редактирование значительной части материала из вольфензоновских сборников. (Мое решение было продиктовано и личными ностальгическими мотивами: ребенком я в течение долгих лет обучался у С. Я. Вольфензона искусству композиции, в дальнейшем был одним из многочисленных соавторов его сборников, и по сей день ощущаю, сколь многим я обязан этому человеку в плане становления моей творческой личности.)

В процессе работы возникла главная проблема: по каким принципам отбирать пьесы, чтобы из шестнадцати сборников сформировать предложенные издательством восемь? Прежде всего в основу отбора был положен критерий художественной и инструктивной ценности материала. Далее встал еще один существенный вопрос: по каким признакам отобранные пьесы будут группироваться в различных тетрадях? (Ведь каждый из практически ежегодных сборников С. Я. Вольфензона составлялся им из большей частью только что созданного достаточно разнородного материал.) В итоге за основу комплектации был принят тематический подход: каждая тетрадь дает определенный ракурс восприятия ребенком окружающей среды, отражая мир детских фантазий и забав, флоры и фауны, песни и танца... Наконец, почти в каждой тетради соблюден принцип расположения пьес по степени возрастания их технической сложности. (Исключение составляет Тетрадь VII — ввиду ее специфической тематики.) В результате такой комплектации в восьми тетрадях этой серии оказались 168 пьес, представляющих имена сорока ленинград- ских — петербургских композиторов.

Очень хочется надеяться на то, что переиздание этого объемного и, на мой взгляд, очень ценного фонда детской фортепианной литературы напомнит о замечательных именах ушедших из жизни петербургских композиторов, принесет радость многим ныне здравствующим авторам, обогатит преподавателей существенным репертуарным пополнением и доставит удовольствие исполнителям — подрастающему поколению пианистов будущего.

Кроме того, я рассматриваю свою работу как скромную дань памяти своему учителю, прекрасному человеку и музыканту — незабвенному Сергею Яковлевичу Вольфензону.

Григорий Корчмар

композитор, пианист 

Содержание:

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении