Сураев-Королев Г. Десять прелюдий-импровизаций для фортепиано

Сураев-Королев Г. Десять прелюдий-импровизаций для фортепиано
Автор:
Сураев-Королев Г.
Изда­тель­ство:
Красный Октябрь
Год изда­ния:
2004
Стра­ниц:
43
Уро­вень:
Пьесы для разных классов
Инстру­мент:
Фортепиано
Полезно? Поделись ссылкой!

Фортепианный цикл «Десять прелюдий-импровизаций» был придуман как 10 фортепианных пьес, объединённых родственными интонациями, элементами записанной импровизации, но не только. Название цикла, по мнению автора, соответствует направлению развития музыкальной ткани произведений. Родственные интонации различных прелюдий, как разноцветные блики калейдоскопа, объединяют эти 10 прелюдий импровизаций в единое музыкальное созвучие.

В небольшой аннотации каждой прелюдии (о чём будет сказано ниже) автор старался разобрать не только какие-либо доминирующие черты произведения, но и старался дать рекомендации относительно их исполнения.

Автор надеется, что произведения, представленные в этом сборнике, будут использованы как в педагогической, так и в концертной практике. Если педагогу, работающему с этим циклом, принесут пользу несколько размышлений по поводу разучивания и исполнения прелюдий, то автор будет считать задачу данного предисловия достаточно выполненной.'

Итак, I прелюдия, по характеру - неторопливый грустный рассказ, но без отчаяния. Мягкий лад ангиметонной пентатоники минорного наклонения используется здесь гораздо шире, обогащаясь интонациями других ладов и ладовых сопоставлений.

II прелюдия по характеру представляется автору неким ритуальным языческим танцем. Тем точнее должны быть смысловые контрасты разделов, отмеченных в музыке динамическими оттенками.

Неторопливость грустной песни присуща III прелюдии; вся форма её развёртывается как бы вариациями на тему ostinato. Лишь в окончании пьесы, как эпилог, звучит эмоциональный всплеск с последующим успокоением.

IV прелюдия - отголоски увлечения автором фольк-джаз-рока, которое находит здесь отражение через национальные интонации и гармонии.

Продолжением джазовой темы является V прелюдия, написанная в характере традиционного, двухтактового (имеется в виду ритмическая формула) джаз-вальса. Написанная в хрупкой манере новогодней музыки, эта прелюдия должна обратить внимание исполнителя на меланхолический речитатив в предрепризном разделе.

Преломление «свинговой» манеры исполнения через фольклорные интонации - область VI прелюдии. Имеющаяся общую «свинговую» направленность, материал прелюдии состоит из различных по цвету эмоциональных разделов. При исполнении, стараясь усилить контрастные моменты, валено сохранить общий образ единого.

Andante VII прелюдии возвращает образы простого, ностальгического вальса, единого в своей палитре как в начале, так и в завершении.

Allegro VIII прелюдии - гротесковый акцент цикла. Построенная в основном на непрерывном движении «шестнадцатых», оно демонстрирует игру чистой диатоники и одновременно звучащей хроматики. Это - диалог умеренности и необузданности. Середина, основанная на пентатонных интонациях мелодии и выдержанных кварто-квинтовых созвучиях в нижнем регистре, создаёт впечатление диалога движения и сдерясанности.

IX прелюдия - простая фольклорная зарисовка, напоминающая по своему характеру жанровую сценку - юмористический танец.

Последняя, бурная волна приходится на X прелюдию. Это одно из технически сложных частей цикла. Важно оттенить моторику экспрессивных обрамлений от акварельно-лирического Moderato средней части.

Автору всегда достаточно слоясно самому судить о характере и образах своих сочинений, поэтому он, представляя данный цикл, счёл возможным, наметив штрихами отдельные черты прелюдий-импровизации, предоставит дописать их портреты исполнителям.

Содержание:

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении