Свиридов Г. Петербургский альбом. Для фортепиано
С самых первых шагов в волшебном мире музыки, когда мальчик осваивал инструмент и пробовал фантазировать на нем и до последних дней жизни Георгий Васильевич Свиридов (1915—1998) не расставался с роялем, доверяя ему свои самые сокровенные, самые ценные для композитора — музыкальные — мысли, запечатленные в звуках переживания, чувства, наблюдения над жизнью, людьми, природой.
Как Мусоргский и Стравинский, Свиридов сочинял за роялем и сам долгое время исполнял на нем в концертах свою и чужую музыку. Свиридов превосходно играл на рояле, хотя и не был виртуозом.
Между процессом сочинения музыки и владением фортепиано, техникой игры на инструменте у Свиридова наблюдается очень органичная, еще нераскрытая связь. История свиридовского сочинительства в известной мере отражает в себе историю свиридовского пианизма.
Предлагаемый вниманию начинающих пианистов, учащихся музыкальных школ и училищ, широкому кругу любителей, владеющих фортепиано, сборник вобрал в себя сочинения разных лет.
Открывает альбом фрагменты из безымянного сочинения, хранящегося в библиотеке Петербургской консерватории под названием Шесть пьес для фортепиано. Они были сочинены осенью 1936 г.
Шесть пьес для фортепиано — образец раннего свиридовского стиля. В них отразились увлечения и опыт освоения фортепианной литературы XIX—XX вв., от шумановских миниатюр и рахманиновских прелюдий до Бергамасской сюиты Клода Дебюсси, сюиты «Из старых времен» Сирила Скотта и опытов раннего Ивана Дзержинского, чью фортепианную сюиту «На Днепре» и другие сочинения начала 1930-х ценил молодой Свиридов.
Шесть пьес — музыка юношеской меланхолии, внутренней, эмоциональной жизни. С технической стороны главное в ней — поиск ладовой «свежести» (излюбленное свиридовское слово), а не новизны гармонии. Фактура здесь скромная, без «воздуха», краски, преобладает плотное аккордовое изложение и излюбленная Свиридовым октавная техника. Пьесы публикуются впервые по оригиналу — автографу Свиридова.
Совсем иной мир открывается в пьесах из Альбома для детей. Он сочинен в 1948 г. по случаю рождения сына Георгия и посвящен ему. Впервые в музыке Свиридова возникает мир детства, характеры детей, детские игры, фантазии, сказочные персонажи. Богатство и разноликость образов сочетается с индивидуализированной техникой, множеством приемов игры, особенностей фактуры.
Пьесы из Альбома для детей публикуются в исполнительской редакции К. Титаренко.
Завершают альбом фортепианные переложения фрагментов из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» (переложение К. Титаренко). Сочинение с таким названием возникло в 1974 г. из написанной ранее музыки к одноименному кинофильму, поставленному режиссером В. Басовым в 1964 г. на Мосфильме.
Музыка к «Метели» — образец поздней, зрелой свиридовской безыскусной простоты, вдохновленной классическим пушкинским словом. Это — «собранье пестрых глав» в музыке — коротких, жанровых пьес, с очень яркими, запоминающимися темами. Они покоряют искренностью, бесхитростным выражением наивных, простодушных чувств, что давно уже забыто в европейском искусстве и что так востребовано самой широкой, массовой аудиторией слушателей. Рожденная бытовой интонацией, опоэтизированной и одухотворенной свиридовским гением, музыка к «Метели» очаровала весь мир, ее популярность не знает границ.
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении
Уважаемые посетители, если вам нравится наш сайт, вы можете помочь в его продвижении и дальнейшем развитии. Будем благодарны любой материальной поддержке. Сумму пожертвования можно направить заполнив форму ниже