Балакирев М.

Балакирев М.
годы жизни
1837-1910
страна
сфера
Композитор
Полезно? Поделись ссылкой!

Бала́кирев Ми́лий Алексеевич (1837, Нижний Новгород, Россия — 1910, Санкт-Петербург, Россия) — русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава «Могучей кучки». М. Балакиреву выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление.

В 10-летнем возрасте Милий за 10 уроков у знаменитого в то время педагога — пианиста и композитора Александра Дюбюка — усвоил правильные приёмы фортепианной игры.

Решающее значение имело знакомство молодого композитора с М.И. Глинкой. Услышав фантазию на темы из «Жизни за Царя» в блестящем исполнении автора и познакомившись с его концертным Allegro, Глинка убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Балакирев много лет изучал народное творчество, основательно знакомился с русскими песнями и танцами, собирая неизвестные песни в поездках по поволжским деревням и селениям, и вплетая затем их мотивы в свое творчество. Особенно полюбилась ему мелодика черкесского, татарского, грузинского народа.

Бывая у Глинки, Балакирев принимал участие в фортепианных ансамблях на двух фортепиано с В.П. Энгельгардтом, В.В. и Д.В. Стасовыми.

В 1855 году он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве пианиста -виртуоза. Балакирев представлял в России новый тип фортепианного исполнительства, предназначенного для массовой аудитории, подобно братьям Рубинштейнам.

Для истории русской музыки громадное значение имело знакомство Балакирева с молодыми музыкантами Ц.А. Кюи (1856), М.П. Мусоргским (1857), Н.А. Римским-Корсаковым (1861) А.П. Бородиным и В.В. Стасовым. Балакирев объединил и возглавил этот маленький музыкальный коллектив, который вошел в историю музыки под названием «Могучей кучки».

Главной задачей всей своей жизни Балакирев считал становление русской музыки и музыкальной школы. 18 марта 1862 года вместе с Г.Я. Ломакиным Балакирев основал «Бесплатную музыкальную школу», состоявшую под императорским покровительством. А в 1866 году Милий Балакирев был приглашен в Прагу, где под его управлением с большим успехом прошли оперы Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила».

Композиторская деятельность Балакирева не слишком обширна. Балакиревым написано несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений. Самым объемным по количеству осталось наследие Балакирева в жанре романса и песни — более 40 произведений на стихи ведущих поэтов эпохи: Пушкина, Лермонтова, Фета, Кольцова. Романсы композитор создавал в течение всей своей жизни.

Балакиревым написаны увертюры на русские темы: первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», была написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде.

В 1906 году в Петербурге торжественно открылся памятник М.И. Глинке, для церемонии которой Балакирев напишет Кантату для хора и оркестра (одна из четырех хоровых работ). Другое произведение, написанное к открытию памятника, на этот раз - Шопена, в 1910 году — Сюита для оркестра, составленная из 4 сочинений польского композитора.

Пьеса Фантазия «Исламей» Балакирева на восточные темы (1869) относится к самым технически трудным произведениям фортепианной музыки.

Произведения