Лядов Анатолий


Анатолий Константинович Лядов (11 мая (29 апреля по старому стилю) 1855, Санкт-Петербург — 28 августа (15 августа по старому стилю) 1914, Полыновка, Боравичский уезд, Новгородская губерния) — русский композитор, педагог и дирижёр. Лядов родился в Санкт-Петербурге в семье выдающихся русских музыкантов. Он обучался музыке неформально у своего отца, дирижёра, с 1860 по 1868 годы, а затем в 1870 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию для изучения пиано и скрипки. Вскоре он отказался от инструментального обучения, чтобы сосредоточиться на контрапункте и фуги, хотя оставался отличным пианистом. Его природный музыкальный талант высоко ценился, в частности, Модестом Мусоргским, и в 1870-х годах он стал ассоциироваться с группой композиторов, известной как «Могучая кучка». Лядов поступил в класс композиции Николая Римского-Корсакова, но в 1876 году был отчислен за прогулы. В 1878 году он был переаттестован в эти классы, чтобы завершить свою выпускную работу.
Хотя технические навыки Лядова высоко ценились его современниками, его ненадежность мешала ему продвигаться по карьерной лестнице. Его опубликованные сочинения относительно немногочисленны из-за его природной лени и определённого критического отношения к себе. Многие из его произведений — это вариации или обработки существующих материалов (например, его «Русские народные песни», соч. 58). Он действительно создал множество миниатюр для фортепиано, среди которых, возможно, самой известной является его «Музыкальная шкатулка» 1893 года.
Как и многие его современники, Лядов был привлечён к сугубо русским темам. Большая часть его музыки носит программный характер; например, его симфонические поэмы «Баба Яга», соч. 56, «Кикимора», соч. 63, «Зачарованное озеро», соч. 62. Эти короткие симфонические поэмы, вероятно, его самые популярные произведения, демонстрируют исключительное мастерство в оркестровом цвете. В своих более поздних композициях он экспериментировал с расширенной тональностью, подобно своему молодому современнику Александру Скрябину.
Существуют мнения, что Лядов никогда не завершал произведения большого масштаба. Тем не менее, многие его миниатюры нашли своё место в репертуаре. В 1905 году Лядов начал работу над новой балетной партитурой, но когда работа не продвигалась, он переключился на создание оперы. Лядов никогда не завершил оперу, но отдельные её части нашли реализацию в коротких симфонических поэмах «Кикимора» и «Зачарованное озеро».
В 1909 году Сергей Дягилев поручил Лядову оркестровать номер для балета «Сильфиды» на основе музыки Шопена и 4 сентября того же года написал композитору с просьбой о создании новой балетной партитуры для сезона 1910 года его «Русских балетов». Однако, несмотря на широко распространённую историю о том, что Лядов медлил с началом сочинения работы, которая в конечном итоге стала «Петрушкой» (знаменательно исполненной тогда ещё относительно неопытным Игорем Стравинским), нет никаких доказательств того, что Лядов когда-либо принял это задание.
Уважаемые посетители сайта notes24.ru мы дорожим каждым из вас.
1. Вы можете воспользоваться подсказкой «Как пользоваться сайтом», перейдя по ссылке Как пользоваться сайтом
2. Поделиться своим мнением, пожеланиями и замечаниями можно с помощью формы обратной связи, перейдя по ссылке Контакты
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении.