Русская фортепианная музыка Хрестоматия Выпуск 1

Русская фортепианная музыка Хрестоматия Выпуск 1
Автор:
коллектив авторов
Изда­тель­ство:
Государственное музыкальное издательство
Год изда­ния:
1954
Стра­ниц:
189
Инстру­мент:
Фортепиано
Полезно? Поделись ссылкой!

Советскими музыковедами за последние годы выпущен ряд работ, посвященных русскому фортепианному искусству конца XVIII — первой половины XIX века. Этот интереснейший период истории русского пианизма требует, однако, дальнейшего исследования и более глубокого и полного освещения. Особенно это относится к первому двадцатилетию XIX века — важному этапу формирования русской фортепианной музыки, и к еще мало изученному творчеству композиторов 40—50-х годов, которое предшествовало замечательным достижениям нашего отечественного фортепианного искусства, связанным с именами А. Рубинштейна, М. Балакирева, М. Мусоргского, П. Чайковского.

Отсутствие достаточных данных о творчестве композиторов первой половины XIX века не дает возможности исследователям правильно осветить историческую перспективу развития русской фортепианной музыки, приводит порой к переоценке явлений второстепенного характера и к недооценке узловых моментов, имеющих важнейшее значение.

Публикуемые материалы помогут расширить круг представлений об этом периоде истории отечественной музыкальной культуры.

В процессе работы над данным сборником внимание составителей привлекли имена русских композиторов, творчество которых доныне оставалось незаслуженно забытым. Между тем роль и значение некоторых из них были подлинно выдающимися. Для раннего — доглинкинского — этапа такими композиторами являлись Л. Гурилев и Д. Кашин. Придавая большое значение их творчеству, в котором отчетливо проступают ростки национального фортепианного стиля, мы публикуем ряд сочинений этих компрзиторов, относящихся к первому десятилетию XIX века. Для более полной характеристики пианистической культуры 10—20-х годов XIX века и, в частности, для показа дальнейшего развития вариационного жанра и фортепианной миниатюры в сборник включены сочинения А. Иванова, А. Лизогуба, Д. Салтыкова и других композиторов. Их творчество, уступая в своем значении наследию ранее названных композиторов, помогает уяснению ведущих тенденций в русском пианизме этих лет.

Последующий период, который по праву может быть назван глинкинским, представлен в сборнике произведениями современников великого основоположника русской классической музыки. В их сочинениях видно влияние творческих идей Глинки и его фортепианного стиля. Произведения самого Глинки не включены в сборник в связи с недавним изданием полного собрания его фортепианных пьес. Среди наиболее крупных представителей глинкинской эпохи первое место, бесспорно, принадлежит А. Алябьеву. Ряд его сочинений, отредактированных и подготовленных к печати научным сотрудником Государственного центрального музея музыкальной культуры Б. В, Доброхотовым, впервые публикуется в данном сборнике.

Фортепианное творчество 40-х и 50-х годов представлено произведениями А. Гурилева и А. Дюбюка, а также сочинениями незаслуженно забытых авторов С. Зыбиной, М. Сабининой и Н. Дмитриева. Для более полного освещения русской фортепианной музыки этой поры мы сочли возможным уделить некоторое место и сочинениям педагогического характера.

Во вступительной статье обрисована в общих чертах эволюция основных жанров русской фортепианной музыки рассматриваемого периода. В этой статье, написанной главным образом в связи с публикуемыми произведениями, даны нотные примеры из различных сочинений, не включенных в сборник, В конце сборника помещены краткие биографии авторов издаваемых сочинений.

Ввиду обширности публикуемого материала сборник разделен на два выпуска. Первый выпуск включает сочинения Бортнянского, Л. Гурилева, Кашина, Жилина, Прача, Лизогуба, Долгорукого, Иванова, Аксенова, Салтыкова и Л ваковского, во втором выпуске будут представлены произведения Григорьева, Геништы, Алябьева, А. Гурилева, Дюбюка, Дмитриева, Зыбиной, Одоевского, Сабининой и Гуссаковского. Вступительная статья относится к материалу обоих выпусков.

Публикуя данную работу, составители руководствовались в основном научно- исследовательскими целями. Этот сборник может быть, однако, использован и как учебное пособие для студентов консерваторий, изучающих курс истории и теории пианизма. Некоторые из этих сочинений по своим художественным качествам достойны внимания советских исполнителей и могут занять место в концертном и педагогическом репертуаре.

Советскими музыковедами за последние годы выпущен ряд работ, посвященных русскому фортепианному искусству конца XVIII — первой половины XIX века. Этот интереснейший период истории русского пианизма требует, однако, дальнейшего исследования и более глубокого и полного освещения. Особенно это относится к первому двадцатилетию XIX века — важному этапу формирования русской фортепианной музыки, и к еще мало изученному творчеству композиторов 40—50-х годов, которое предшествовало замечательным достижениям нашего отечественного фортепианного искусства, связанным с именами А. Рубинштейна, М. Балакирева, М. Мусоргского, П. Чайковского.

Содержание:

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении