Русская фортепианная музыка Хрестоматия Выпуск 2

Русская фортепианная музыка Хрестоматия Выпуск 2
Автор:
коллектив авторов
Изда­тель­ство:
Государственное музыкальное издательство
Год изда­ния:
1956
Стра­ниц:
195
Инстру­мент:
Фортепиано
Полезно? Поделись ссылкой!

Настоящее издание является продолжением опубликованного в 1954 году Музгизом 1-го выпуска Хрестоматии «Русская фортепианная музыка» (с конца XVIII до 60-х годов XIX века).

В первом выпуске, посвященном творчеству русских композиторов конца XVIII —начала XIX века, был помещен вступительный очерк, характеризующий пути развития русской фортепианной музыки за весь период (до 60-х годов XIX вока), главным образом в связи с помещенными в обоих выпусках сочинениями.

Во втором выпуске Хрестоматии представлены произведения А. Алябьева, И. Геништы, А. Гурилева, Н. Дмитриева и других композиторов середины XIX века.

Как указано во вступительном очерке, произведения А. Алябьева (за исключением «Полонеза») и песня «Расплетайтесь, мои кудри» А. Гурилева воспроизводятся с рукописных экземпляров и печатаются впервые. Остальные произведения, за исключением переложения А. Гурилева терцета «Не томи, родимый» из оперы «Иван Сусанин» Глинки, не публиковались в советской печати и воспроизводятся в большинстве случаев по первым изданиям. В биографических данных, приведенных в конце сборника, указываются названия источников, с которых перепечатаны пьесы, и даты сочинения или издания. В отдельных случаях эти даты указаны предположительно.

Текст каждого произведения, включенного в сборник, приводится без каких-либо редакторских изменений (за исключением пьес А. Алябьева и В. Одоевского, отредактированных и подготовленных к печати на основании черновых, частью эскизных, рукописей сотрудниками Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. Глинки Б. В. Доброхотовым и Г. В. Киркором).

Все проставленные в тексте лиги, агогические и динамические обозначения и т.п. принадлежат композиторам. Некоторые, повидимому, случайно пропущенные лиги проставлены добавочно редакторами. Остальные добавления заключены в квадратные скобки.

Форма потной записи и начертание пот приведены в соответствие с современными правилами нотного письма. Явные опечатки исправлены без оговорок.

Имеющиеся в старых изданиях обозначения аппликатуры и педализации в печатаемом тексте не воспроизводятся, так как в большинстве случаев они носят случайный характер и принадлежность их авторам вызывает сомнение.

Названия пьес даны в переводе на русский язык. В биографических справках названия приводятся по первоисточникам с сохранением орфографии.

Ставя перед собой задачу опубликования малоизвестных сочинений русских композиторов, составители сочли возможным не помещать в сборнике сочинений М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Рубинштейна, М. Балакирева, М. Мусоргского и ряда сочинений И. Ласковского, знакомых советским музыкантам по неоднократным публикациям.

В приложении ко второй части Хрестоматии помещены недавно обнаруженные и поэтому не вошедшие, в первую часть вариации Л. Гурилева «Винят меня в народе». Цель этой публикации — привлечь внимание к недостаточно исследованному фортепианному творчеству талантливого русского композитора. Помимо своих художественных достоинств эти вариации примечательны как одна из транскрипций популярнейшей в ту пору песни, послужившей темой для вариационных циклов Даргомыжского, Иванова, Аксенова и Ганфа.

Вариации воспроизводятся с печатного экземпляра, любезно предоставленного составителям ленинградским коллекционером И. Б. Семеновым.

В оригинале заглавие на французском языке: «Chanson Russe («Винят меня в народе») variee pour le Piano-Forte et dediee a son Exellence Madame la Gene- rale Carolina Simonovna Lomonossoff nee de Voltschkoff par L. Gourileff».

Вариации Л. Гурилева фигурируют в каталоге Леигольда за 1814 год. Дата их сочинения, однако, может быть отнесена к довоенному периоду. То, что творческая активность Л. Гурилева проявлялась в конце XVIII и начале XIX века, — теперь уже не подлежит сомнению. Как удалось установить, в 1794 году им была издана соната для фортепиано и две русские песни с вариациями. (Разные известия к № 16 «Московских ведомостей», 1794, стр. 389).

Очевидно, в данном случае речь идет о помещенной и первой части Хрестоматии «Русская фортепианная музыка» сонате ре минор, автором которой был назван Л. Гурилев предположительно.

Настоящее издание является продолжением опубликованного в 1954 году Музгизом 1-го выпуска Хрестоматии «Русская фортепианная музыка» (с конца XVIII до 60-х годов XIX века).

Содержание:

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении