Аренский А. Скерцо. Соч. 53, № 2

Автор:
Аренский А.
Инстру­мент:
Фортепиано
Уро­вень:
Пьесы для старших классов/взрослый уровень
Полезно? Поделись ссылкой!

Ске́рцо — в переводе с итальянского («Scherzo) — «шутка». Рождение жанра скерцо было результатом сложных процессов.

Многочисленные скерцо демонстрируют всевозможные оттенки музыкального юмора.

Первоначально, в XVI—XVII веках этим термином называли одноголосные и многоголосные канцонетты, распространенные в Италии для одного или нескольких певцов с шутливыми стихами игривого, причудливого характера.

Образцы таких Скерцо писали К.Монтеверди, А.Брунелли, Б.Марини.

С начала XVII века Скерцо становится также обозначением инструментальной пьесы, близкой к Каприччио, которая нередко включалась в инструментальную сюиту, а с конца XVIII века вошла в сонатно-симфонический цикл — симфонию, сонату, квартет, реже — концерт, в которых заняла место прежнего менуэта — как правило, 3-й части цикла. Для Скерцо характерны быстрый темп со своеобразными ритмическими и гармоническими оборотами, трёхдольный размер (3/4 или 3/8), резкая смена контрастных художественных образов, 3- х частная форма.

Крупнейшими мастерами Скерцо как части сонатно-симфонического цикла стали Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон, А.П. Бородин, П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович.

В начале XIX века скерцо выходит за пределы сонатно-симфонического цикла и становится жанром инструментальной музыки, создаваемой, главным образом для фортепиано. Однако известны скерцо для скрипки, а также для других солирующих инструментов.

Первые образцы Скерцо, написанные для фортепиано, появились в эпоху романтизма уже у Ф.Шуберта. Скерцо писали также Р.Шуман, Ф.Шопен (его четыре скерцо относятся к высшим достижениям), И. Брамс.

Скерцо в творчестве таких русских композиторов, как М.Балакирев, П.Чайковский, А.Бородин, А.Аренский открывает новые пути развития жанра.

Неоднократно к жанру фортепианного скерцо-миниатюры обращался А.Аренский. В составе каждого из шести циклов, созданных им для фортепиано, есть пьеса под названием «скерцо» или «скерцино»: «Четыре пьесы», ор.25 (№ 4 — «Скерцино»), «Двадцать четыре характеристические пьесы», ор.36 (№ 14 — «Скерцино»), «Шесть пьес», ор.53 (№ 2 — «Скерцо»); для фортепиано в четыре руки — Третья сюита, ор.33 (№ 6 — «Скерцо»), «Детская сюита («Каноны»)» ор.65 (№ 3 — «Скерцино»), «Двенадцать пьес для фортепиано» ор.66 (№ 10 — «Скерцо»).

На этой странице Вы можете скачать ноты «Скерцо» из цикла «Шесть пьес», соч.53, № 2 композитора А.Аренского.

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении