Церковная музыка — музыка, сопровождающая христианское богослужение. В своем развитии церковная музыка прошла такие этапы: 1. Музыка раннехристианской церкви (см. Псалмодия, Антифон , Респонсорий ). 2. Музыка католической церкви (см. Григорианское пение , Амвросианский гимн , Месса , Оратория , Реквием , Стабат матер ). 3. Музыка протестантской церкви (см. Протестантский хорал , Мотет , Кантата , Страсти ). 4. Русская церковная музыка (см. Литургия , Знаменный распев , Кондакарное пение , Строчное пение , Партесное пение , Осмогласие ). На начальном этапе развития профессионального музыкального искусства церковная музыка сыграла положительную роль, хотя и оказывала на некоторых композиторов отрицательное влияние, толкала их к мистицизму, отходу от жизненных проблем, обезличиванию. В то же время церковная музыка постоянно испытывала влияние народного музыкального искусства и светской музыки. Прогрессивные композиторы (А. Вивальди, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Д. Бортнянский, М. Березовский, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, Дж. Верди, Дж. Россини, П. Чайковский, С. Рахманинов и др.) в форме церковной музыки создавали произведения, проникнутые гуманизмом и передовыми идеями, разрывавшие оковы религиозных догматов.